Подготовила учитель-логопед: Гетманская В.А.
Современные родители чаще всего покупают дошкольнику кроссовки или ботинки на липучках. Это удобно — не нужно тратить много времени на сборы перед прогулкой или походом в садик. Однако рано или поздно ребёнку предстоит надевать обувь со шнурками и тут выясняется, что мальчик или девочка совсем не умеет завязывать шнурки.
Как же научить ребёнка этой премудрости?
В каком возрасте лучше всего это делать?
Со скольки лет можно начинать обучение?
Для того чтобы освоить «искусство» завязывания шнурков, дошкольнику прежде всего требуется достаточно развитая мелкая моторика рук. Именно поэтому этот навык становится доступным ребятам 4-5 лет. Однако каждый ребёнок индивидуален, и если родители с раннего возраста развивали малыша в данном направлении (занимались с ним, покупали соответствующие игрушки, тренажёры), то вполне возможно, что научить его управляться со шнурками можно уже в 3 года. Не нужно откладывать процесс обучения, облегчая дошкольнику жизнь — покупая ему обувь на липучках. В школе данный навык всё равно потребуется, но вот только ученик может испытывать дискомфорт, стеснение из-за того, что он не сможет делать то, что давно умеют другие дети.
Как заинтересовать ребёнка процессом завязывания шнурков ?
Прежде чем учить своё чадо завязывать шнурки, нужно мотивировать его. Ребёнок сам должен сам этого захотеть, а не просто выполнять скучную процедуру. На помощь придут такие «хитрости»:
- Купить малышу новые красивые кроссовки или ботинки, расхвалить их, рассказать, какие они модные и удобные. Затем нужно показать, что эта замечательная обувь зашнуровывается, причём это очень увлекательное
занятие. Как вариант можно обратить внимание на необычные шнурки на маминых или папиных кроссовках (или старшего брата или сестры) - Купить специальную игрушку — тренажёр-шнуровку в виде кроссовка или ботинка, которая наглядно продемонстрирует крохе, как устроены шнурки, даст возможность потренироваться. Лучше купить несколько таких.
- Такой тренажёр легко можно сделать и самостоятельно — малыша это заинтересует ещё больше. Например, мама обводит его ножку, вырезает из картона силуэт ступни и дыроколом делает отверстия для шнурков. Ребёнок раскрашивает картонную обувь по своему вкусу.
4.Заинтересовать малыша можно любой темой, связанной с завязыванием узлов. Для мальчика это могут быть приключения моряков (их знаменитый морской узел), рассказы о военных, полицейских, пожарных, спортсменов (эти люди носят обувь на шнуровке). Девочку можно мотивировать рассказами о различных способах завязывания шарфиков, косыночек — это тесно связано с умением управляться со шнурками.
Простые упражнения для подготовки пальчиков
Чтобы научить шнуровать, необходимо подготовить руки и психологически настроить малыша. Хорошо развитая мелкая моторика даст возможность быстрее освоить новый навык, поэтому важно выполнять различные упражнения, чтобы совершенствовать владение пальчиками.
- Творческие занятия (особенно важна лепка, но также и рисование, в том числе на песке, манке, аппликация).
- Обведение контура изображения по точкам.
- Собирание пазлов.
- Манипуляции с мелкими предметами (нанизывание бусин на нитку, сортировка пуговиц и пр.)
- Пальчиковые игры, сопровождающиеся забавными стишками.
- Занятия с мозаикой (выкладывание определённого образа или орнамента из мелких элементов).
- Занятия с тренажёрами-шнуровками. Они бывают не только в виде обуви, но самой разной формы (мордочки животных, листочки, фрукты-овощи, матрёшки и пр.)
- Работа с наклейками. Детям обычно нравится это занятие, только нужно выбрать вариант по интересам (девочкам — принцессы, феи, мальчикам — роботы, самолёты, автомобили).
Систематические занятия с ребенком любыми из вышеупомянутых процессов позволят в достаточной мере развить способности малыша, которые помогут ему без особых усилий научиться завязывать шнурки.
Упражнения непосредственно со шнурками
Перед тем как начать учить ребёнка шнуровать кроссовок или его плоскую игрушечную модель, стоит предложить малышу игры-манипуляции со шнурком:
- «Кружок». Малыш сворачивает верёвочку, формируя из ней аккуратный круг. Затем можно аналогично выложить квадрат, прямоугольник, треугольник, улитку (круг с оставленным маленьким кончиком).
- «Бусы». Ребёнок делает на длинном шнурке много узелков — получаются бусы. При этом можно регулировать силу узла: бусины будут мельче или крупнее.
- «Дополни картинку». С помощью шнурка можно «рисовать», дополнять картинки: например, сделать машине колёса, клубок для котёнка, улитку на листочке и пр.
Ребенку всегда дается легче информация, преподнесенная в игре. Самые легкие и оптимальные способы показать алгоритм завязывания шнурков стишки, считалочки, песенки. Можно использовать такое коротенькое стихотворение, одновременно демонстрируя проговариваемые слова:
Зайка — душка, у него два ушка.
Зайчик кустик обошел, к себе в норочку зашел Вот торчат два ушка.
Ай, да зайчик душка!
Способ 1. «Заячьи уши»
1.Возьмите по шнурку в каждую руку.
2.Перекрестите красный и серый шнурок.
- Возьмите конец серого шнурка и положите его сверху красного. После чего засуньте его под красный шнурок.
4.Потяните концы красного и шнурков, получился который располагаться над ботинком.
- Далее сделайте петельку из серого шнурка, в виде «заячьего уха»
- Тоже самое сделайте с красным.
- Скрестите серединку серого ушка над серединкой красного ушка.
8.Возьмите верхнюю часть красного ушка и положите его на серую петельку, и просуньте в дырочку.
- Возьмите пальцами за концы петелек и туго натяните.
Вот поссорились концы, разбежались молодцы .
Спинки сделали дугой, вот один, а вот другой.
Помирились, повстречались и опять узлом связались!
- Возьмите по шнурку в каждую руку, перекрестите их, конец одного шнурка просуньте в дырочку. Завяжите узел.
- Теперь только на одном шнурке сделайте петельку.
- Вторым шнурком обведите вокруг петельки и просуньте его в дырочку, таким образом, чтобы конец шнурка остался не тронут.
- Потяните сразу за 2 петельки и затяните бантик.
В процессе обучения ребенка завязыванию шнурков, необходимо сохранять позитивный настрой, всегда улыбаться, обязательно поддерживать зрительный контакт. Так у ребенка закрепятся исключительно положительные ассоциации, связанные с новым навыком.
Если ребенок завязал кривой или непрочный бантик, похвалите его, но отметьте, что он вполне может сделать и лучше, если потренируется. Занимайтесь шнурочками 5 минут в день, и вы легко преуспеете в этом деле!