КАРТОТЕКА ИГР по ТЕМЕ «Сад и огород»

Подготовила: учитель-логопед Гладких Т.В.

Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

Цель-учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило.Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой –значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой –«огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры.Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться –чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» -модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь  в  саду  или  на  огороде».Овощи  и  фрукты воспитатель  вместе  с  детьми раскладывает  на  полу  (или  на  участке).Выбираются  две  бригады:  овощеводов  и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

Цель-учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту  мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети.Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь –людей насмешишь. Будь внимателен! »

Дидактическая игра «Садовник».

Цель–развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи. Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.) Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.) Яблони белили мы Известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.) Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.) Завели мы разговор: —Ты скажи, Садовник наш, что ты нам в награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.) -Дам в награду слив лиловых, груш медовых, самых крупных, спелых яблок, вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам! (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

Дидактическая игра «От какого дерева лист? »

Цель-знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью; уметь по сигналу быстро ориентироваться на участке и находить нужное дерево; называть деревья, узнавая их по строению, коре, остаткам семян, листьев; называть их цвета и оттенки.

Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель-знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом. Ход  игры.  Педагог  показывает  картинку  с  изображением  овоща  или  фрукта,  а  дети должны  подобрать  к  нему  условные  обозначения:  хранение,  консервация,  сушка, заморозка, засолка и т. п.

Дидактическая игра «Узнай овощи на вкус»

Цель–закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу. Ход игры.На тарелке у воспитателя лежат целые овощи, а у детей на столах блюдца с разными кусочками овощей. Рассмотрев овощи на тарелке, дети берут по кусочку любого овоща со своего блюдца, съедают его а затем называют овощ и его вкус.

Дидактическая игра «Вершки -корешки»

Цель-развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания. Ход  игры.Педагог  уточняет,  что  съедобный  корень  овоща  дети  будут  называть корешками, а съедобный плод на стебле —вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно —вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое. Детям с ОНР и ЗПР для опоры необходимы предметные картинки.

Дидактическая игра «Осенняя ярмарка»

Цель-развивать речь, ролевое взаимодействие; воспитывать культуру общения. Ход игры. Организатор ярмарки должен рассказывать о том, какие овощи и фрукты и как заготовлены на зиму. Продавец должен предлагать свой товар и отпускать его, покупатель —называть товар, который хочет купить, и способ его заготовки.

Дидактическая игра «Кто больше назовет блюд»

Цель-развивать  быстроту  реакции  на  вопрос,  внимание;  воспитывать  выдержку, терпеливость.

Ход игры.Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно  приготовить.  Тот,  кому  брошен  мяч,  должен  назвать  блюдо,не  повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое-то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном? »

Цель-развивать  фразовую  речь,  произвольное  внимание;  формировать  умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди. Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.

Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде? »

Цель-развивать умение действовать по сигналу быстро; воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки  и  правильно  назвал  растения.  Маленькие  карточки  просматриваются  детьми заранее.

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Цель-развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

Ход игры.Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма,  цвет,  величина,  окраска,  вкус,  какой  на  ощупь,  какой  снаружи  и  внутри)  и предлагает  детям  его  назвать  и  показать.  Затем  взрослый  загадывает  загадки,  дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.

Дидактическая игра «С какой ветки детки»

Цель-развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных; воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям. Ход игры. Педагог задает детям вопрос, например: «Как называется дерево, на котором растут  яблоки?  »  Дети  отвечают,  отыскивают  среди  множества  фруктов  яблоки  и «подвешивают» их к веточкам дерева. Педагог просит пересчитать яблоки и ответить, сколько их висит на яблоне. Если дети ошибаются в названии фруктового дерева, то право отгадки передается другим.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Цель-развивать операцию классификации, внимание; воспитывать умение внимательно слушать указания педагога, ответы товарищей.

Ход игры. Педагог все картинки раздает играющим, предлагает положить картинки с нарисованными  фруктами  в  одну  сторону,  с  ягодами —в  другую.  Дети  должны перечислить фрукты и ягоды и назвать их обобщающим словом. Педагог раздает картинки с нарисованными ягодами, предлагает играющим картинки с лесными  и  садовыми  ягодами  разделить  по  группам,  перечислить,  назвать  их обобщающим словом. Необходимо учесть, что некоторые ягоды растут и в лесу, и в саду. Педагог раздает картинки с нарисованными фруктами, предлагает играющим разложить по группам картинки с фруктами нашей полосы и жарких стран, перечислить их, назвать обобщающим словом.

Игра-хоровод «Кабачок»

Цель-развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:Кабачок, кабачок, Тоненькие ножки, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили, Танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! Кабачок  танцует,  а  потом  выбирает  другого  ребенка,  который  становится  кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски.

 

Подвижная игра «Баба сеяла горох»

Цель-развивать  ловкость,  быстроту  реакции,  внимание;  воспитывать  честность  при выполнении правил игры.

Ход  игры.Один  из  детей  становится  водящим,  все  остальные —горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего. Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки) Ох! Уродился он неплох. (Приседают) Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.) Мы помчимся —ты постой! Горошинки  разбегаются  по  участку,  а  водящий  ловит  их.  Первый,  кого  поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

Цель–развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей. Огород у нас в порядке, Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой) .Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол) .Поливали огород (показываем, как поливали лейкой) .В лунках маленьких не густоПосадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени) .Лето всеона толстела, Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся) .А сейчас ей тесто, бедной, Говорит: «Посторонись! » (топнуть ногой в конце фразы)

Игра малой подвижности «Огородник»

Цель-закрепить  представление  об  огородных  растениях,  активизировать  названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме. Ход игры. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры –огородник –выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:-Кто там? -Огородник. -За чем пришел? -За репой! После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:Сверху репа зелена, По середке толста, К концу востра, прячет хвост под себя. Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет. Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:-Я репа, ау! Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

Подвижная игра «Огород»

Цель-Развитие координации движений, умения действовать по команде. ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает курочку, а взрослый -дедушку-сторожа. На полу мелом проводят  черту,  объясняя  ребенку,  что  за  чертой  «огород».  В  огороде  у  ребят  есть морковка и салат, Все для ребят, Все для ребят! Старый дедушка ходил, Он морковку сторожил. Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш! («Дедушка» с палкой ходит в «огороде».) Старый дедушка устал, Сел на травку, задремал. Дедушка спит, Дедушка спит. (Садится, дремлет.) Курочки бегут, бегут И цыплят к себе зовут Морковку щипать, Морковку щипать. (Дети-«курочки» выбегают на носочках.) Дедушка нас услыхал, Всех курочек прогнал. Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш!

Подвижная игра «Рыбак и рыбки»

Цель-развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу, упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле.

Ход игры. Площадка (комната) представляет пруд. На одном конце площадки отделяется «глубокое место», где укрываются «рыбки». На другом конце поставлены стулья или скамья для пойманных рыб —«садок». Воспитатель, изображающий рыбака, выбирает себе из числа играющих помощника. Когда начинается игра, рыбки плавают свободно по всему пруду.

Подвижная игра «Посади и собери картофель»

Цель–развивать ловкость быстроту движений, упражнять в ориентировании по плану.

Ход игры.Дети распределяются на 3—4 команды с равным числомиграющих. Команды в колоннах стоят у черты. На расстоянии 12—20 м от черты напротив каждой команды лежат по 3 небольших кружка-лунки (обручи, круги можно нарисовать мелом). В руках у детей, стоящих впереди колонн, небольшие мешки с тремя  маленькими мячамиили мешочками с песком. По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к лункам, сажают в каждую по картофелине и возвращаются. Подбегая к колонне, они передают мешочек следующему играющему, тот бежит и собирает картофель и т. п. Побеждает команда, первойзакончившая  задание.  Картофель  должен  лежать  в  лунке  (круге).  Если картофелина выкатится, то ребенок обязан вернуть ее на места. Игра повторяется 3—4 раза.

Подвижная игра «Горелки»

Цель–закрепить  умение  детей  соотносить  действия  со  звуковым  сигналом  ипридерживаться правил игры. Ход игры.Играющие (11—13 детей) становятся в колонну парами. Впереди колонны (в 2—З шагах) стоит ловящий, он смотрят вперед. Играющие хором произносят:Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо —Птички летят, колокольчики звенятРаз, два, три —беги! После слова «беги» дети, стоящие в колонне в последней паре, отпускают руки и бегут вперед вдоль колонны: один слева, а другой справа от нее. Они выбегают вперед и стараются снова взяться за руки и стать впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если ловящему удается это сделать, он с пойманным образует новую пару, которая становится впереди колонны. Оставшийся без пары будет  ловящим. Если ловящему  неудалось поймать никого из пары, он продолжает выполнять свою роль. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу. После этого выбирается новый водящий. Игра возобновляется

Подвижная игра «Мяч водящему»

Цель–развивать ловкость, умение подбрасывать мяч и ловить его двумя руками. Ход игры.Провести 2 линии. Расстояние между ними 2—З м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится –водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает мяч водящему и перебегает  в  конец  колонны,  вся  колонна  продвигается  вперед,  к  исходной  линии подходит следующий. Когда все дети бросят мяч, выбирают нового водящего.

И на вид красивый очень. Всем известен с давних пор Под названьем помидор. 4-й ребенокЛетом свежий и зеленый, А зимой хорош соленый. Чем же я не молодец —-Крепкий, вкусный огурец? 5-й ребенокЯ и горький, я и сладкий, К солнцу я тянусь из грядки, Малышам полезный друг, А зовусь я просто —лук. Дети (хором) Познакомились вы с нами И теперь узнали сами, Чем же мы полезны вам —И большим и малышам!

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе»

Ожидаемый  результат:дети  должны  знать  названия  фруктовых  соков  (яблочный, грушевый, сливовый, вишневый, лимонный, абрикосовый, апельсиновый, персиковый, мандариновый,  варенья,  джемов,  мороженого/тортов  и  пр.  ;  вступать  в  ролевое взаимодействие, Строить диалоги со сверстниками и педагогом, как с равным игровым партнером, взяв на себя роли официанта, бармена, посетителя, мамы, папы, ребенка, организатора развлечений; использовать меню с символами и текстом для читающих детей  для  выбора  блюд  и  их  заказа;  активно  использовать  песенный  репертуар  для караоке; придумывать новый сюжет, роли и действия.

Цели:развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять несколько игр; воспитывать социально активную личность.

Материалы:коробки  из-под  соков,  муляжи  тортов,  муссов,  желе,  картинки  с изображением  банок  с  вареньем,  джемом,  повидлом  или  пластмассовые  баночки  с наклейками, папки с меню, игровое панно —караоке и др.

Сюжетно –ролевая игра «Увозим урожай сдачи»

Цель–уточнить знания детей о хозяйственно –бытовой деятельности человека осенью, побуждать детей принимать активное участие в развитии сюжета игры. Ход игры.Воспитатель предлагает детям создать игровую ситуацию сбора урожая на даче и отъезда семьи в город.

Материал:корзинки, коробки, сумки, предметы заместители. Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.) Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.) Картошку, капусту, морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.) Вот овощи спор завели на столе -(Попеременные удары кулачками и ладонями.) Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.) Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.) Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.) И ножиком этим крошить началаКартошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.) Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой,в душном горшке (Ладони складывают крест-накрест на столе.) Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.) Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.) И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.) Пальчиковая гимнастика «Капуста»Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения) Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.) Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцыВ кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.) Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.) Пальчиковая гимнастика «Компот»Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”) Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Вот: Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат) Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят) Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают) Слив положим и песок. (имитируют движения) Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.) Угостим честной народ. (угощают) Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. Этот пальчик в сад пошел, этот пальчик гриб нашел, этот резал, этот ел, ну, а этот лишь глядел!

Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче»

Цель:развивать  ориентировку  в  пространстве;  умение  ритмично,  в  едином  темпе выполнять  упражнения  в  соответствии  с  зарифмованным  текстом;  эмоционально окрашивать свои движения; поднятьэмоциональный тонус детей с помощью совместной деятельности. Уезжаем мы на дачу (Дети строятся в колонну.) Чтоб собрать там урожай. Забирай с собой корзины и в вагончики вставай. Электричка быстро мчится, (Идут с ускорением темпа.) Станцию  не  прозевай.«Тук-тук-тук» —стучат  колеса.  Друг  за  другом  поспевай! Замедляем темп движенья, (Идут медленнее, перестраиваются.) Остановка впереди. Кто на дачу собирался? Побыстрее выходи! Поле целое картошки. (Выполняют наклоны.) Будем мы ее копать. Снизу поддеватьлопатой и в ведерко собирать. Помидоры —овощ нежный. (Приседают.) Чтоб сорвать его, присядь. Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать. Высоко висят на плетях (Вытягиваются вверх.) Молодые огурцы. Сверху собери сначала, ну а плети подвяжи. Вот капуста раздобрела, (Сидя, наклоняются вперед.) До чего же, хороша! Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша. Где растет морковь и свекла? (Поворачиваются в стороны, разводя руки.) Покажите мне, друзья. Справа грядка, слева грядка. Вижу их теперь и я. Так устали мы на даче, (Лежа, поднимают и опускают руки и ноги.)

Что свалились на траву. Кажется, что от работы Просто я сейчас умру. Но вернулись быстро силы. (Идут по кругу.) Чистым стал наш огород. Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год.

Литература .

  1. Алёшина Н.  В.  Ознакомление  дошкольников  с  окружающим  и  социальной действительностью. –М., 2005.
  2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. –М., 1992.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду –М., 1991.
  4. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. –М., 1994.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.