Как научить ребенка читать

Подготовила: учитель-логопед Гладких Т.В.

detПодходящий возраст для чтения

Обучение раннему чтению дает ребенку огромный интеллектуальный потенциал.  Уже читающий подготовишка или первоклассник быстрее развивается, легче и лучше учится, больше запоминает.

«Среднестатистический» ребенок способен научиться читать в пятилетнем возрасте.

Правило первое.

Учить читать надо начинать только тогда, когда ребенок этого сам хочет или Вы видите к этому желание. Лучше просто читайте побольше книг ему сами. Очень важно чтобы у ребёнка были свои личные книги. На этом этапе важно не научить читать, а научить пересказать сказку своими словами.

Правило второе.

Не «учиться, учиться и ещё раз учиться», а «играть, играть и ещё раз играть»

Правило третье.

Начинать ребёнка учить читать надо с алфавита. Сначала гласные: а, о, у, ы, э  и т.д., потом согласные: б, п, в, м и т.д. Важный момент: называть буквы надо по звуку (б, п, в, м, …), а не так как учим алфавит ( бэ,пэ, вэ, эм). Просите ребенка найти знакомые буквы в других местах: в книге, на экране телевизора или мониторе компьютера, на рекламных щитах и вывесках магазинов и так далее. Превратите поиск знакомых букв в веселую игру.

Правило четвёртое.

После того, как выучили буквы, наступает следующий этап: чтение слогов

Начинайте со слогов из двух гласных: ау,уа,иа, ее. Потом переходите к так называемым открытым слогам: согласная + гласная. А потом принцип усвоен, можете и потруднее придумывать.
Маленькие слова. Придумываете  истории или вопросы, где ответом  будет слог из двух букв и показываете (можно заранее напечатать, или складывать тут же) как это пишется.
1. Что кричат в лесу, когда заблудятся?     (Ау)
        2. Что говорят лошадке, чтобы она вас повезла?    (Но)
        3 Что говорит ребенок, когда отдаёт игрушку?     (На)
4 Как пищит мышонок?     (Пи-пи-пи).
Ребенок уже поймет, что слоги могут обозначать уже маленькие слова и он немного умеет уже читать. Расскажите ему об этом.

Правило пятое.

К следующему этапу приступаете только тогда, когда чтение слогов, не вызывает у ребенка ни малейшей трудности (не задумывается, не вспоминает, не путает, не коверкает, и т.д.). Начинаете с простых трехбуквенных, и четырехбуквенных слов

Правило шестое.

Не используйте рисованный алфавит.

Во-первых, если будете использовать буквы и картинки Вы осложните ребенку чтение.      Во-вторых, вы обрекаете ребенка на трудную мыслительную работу при чтении слов. То как ребёнок выучит символы букв это не ваша проблема, это проблема мозга ребёнка.

Правило седьмое.

Повторение-мать учения. 
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

Правило восьмое.

Следим за произношением. 
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом, даже не делая промежутки между словами. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

Правило девятое.

Главная проблема — неорганизованность самих родителей. Если вы все-таки решили начать занятия с ребенком, нельзя останавливаться на полпути. Нерегулярные занятия не дадут результата, поэтому в таком случае их лучше не начинать. Поэтому…

Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребенок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят.поэтому начинайте вырабатывать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но, короткими 10-15 минут. Не больше. Так как более длинные занятия могут отбить охоту и желание у малыша читать.

Правило десятое.

Хвалите ребенка. Хвалите так, как хотели бы чтоб вас хвалили. Ребенок должен чувствовать, что он все делает правильно, что мама рада. Тогда результативность будет лучше, а старание малыша больше. Вспомните себя. На работе вам явно хочется, чтоб вас похвалили за трудновыполнимую работу, которую вы сделали. Для ребенка чтение — это большой интеллектуальный труд. Так что хвалите, не бойтесь. Этим ребенка не разбалуешь.

Что лишнее в обучении чтению.

Не нужно заставлять учить ребенка какие бывают буквы: гласные, согласные, звонкие, шипящие и т.д. Для самого чтения — это НЕВАЖНО! Ребенку и так очень сложно, не нагружайте его лишней информацией, которая ему не поможет

Итак, приёмы запоминания букв:

  • вычеркивание заданной поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?);
  • сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква?В каких предметах спряталась буква?);
  • сравнение новой буквы с уже изученными ( Какую букву напоминает новая буква?);
  • поиски буквы в индивидуальной кассе букв (Найди домик, в котором живет буква.);
  • конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву.);
  • печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву.);
  • распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке, в тексте.);
  • ребенок просматривает текст по строчкам ( карточки с текстами из газет, старых книг),  обводя кружком заданную букву. Игру можно усложнить: одну букву ребенок обводит кружком, а другую подчеркивает.
  • письмо буквы по ладони
  • на листе парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них – в зеркальном отображении. Ребенок зачёркивает неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.
  • на листе написаны печатные буквы. Ребенку предлагается  подумать,  как из одной буквы сделать какую–нибудь другую. Ребенок дорисовывает или убирает необходимые элементы и объясняют : «Из буквы Г я сделал букву П, из буквы Г- Т, П, Б; из Р – В, Ф,; из К – Ж;, из Ъ- В, Б; из С – О, Ю, Ф; из Ю – Н, П, Т, О и т. д,
  • лепка из пластилина;
  • выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
  • вырезание из цветной бумаги;
  • узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
  • выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
  • рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает) 

Научить ребенка читать в домашних условиях может любой человек. Главное это труд, терпение, понимание.

Использованная литература

1.И.И. Пилат, В.А.  Кныш. Учим буквы играя. Учебное пособие. ООО «Издательский Дом «Белый ветер»,Мозырь, 2010

2.Э.М. Курицына, Л.А. Тараева. Игры на развитие речи.  М.: Росмэн, 2008.

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.