Влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста

Подготовила: учитель-логопед Гладких Т.В.

«Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов»,- так говорил о театре великий русский публицист, философ и педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков ? Александр Иванович Герцен. Под этой фразой он предполагал не только полезность театра в разрешении житейских проблем, но и отмечал потенциал театра в развитии личности ребенка.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети в полной мере знакомятся с окружающим миром, узнают тонкости его организации через образы и подобия, звуковые характеристики, краски. При этом грамотно поставленные вопросы и задачи непроизвольно заставляют ребят задуматься, начать анализировать, подводить итоги и обобщать результаты. Исполнять роль, вступая в диалоги с другими персонажами ? это необходимость взаимодействовать с другими актерами, ясно и четко изъясняться. Поэтому участие в театрализованных постановках, играх способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической и диалогической речи дошкольников и может стать основной предпосылкой успешного обучения в школе.

В результате целенаправленного использования театра в образовательно-воспитательной деятельности, а также во время свободного времяпровождения, дети приобретают речевые навыки, увеличивают и расширяют свой словарный запас и кругозор, на основе чего становится возможным построение связных конструкций, высказываний, развивается мышление и все высшие психические функции (память, воображение и т. д.). Речь становится более эмоциональной, осознанно выразительной, содержательной.

Мы успели отметить, какие значение и функцию несет в себе театрализованная деятельность в развитии личности ребенка. Проанализируем далее потенциал театра в логопедической практике.

Прежде всего, привлечение детей к театральной деятельности в коррекционных целях в условиях детского сада не предполагает собой развития различного рода профессиональных актерских умений. Главной целью этого направления остается создание условий для коррекции речевых нарушений и развития стремлений у самого ребенка по устранению собственных речевых дефектов.

Формируются следующие умения и навыки: разыгрывания сказок, выразительное чтение стихов, участие в мини-сценках, владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (теневой; би-ба-бо; пальчиковый; ставший особенно популярным в последние годы в Европе, особенно в Германии, японский разговорный театр «камишибай»  и др.).

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

При речевых нарушениях имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков. Поэтому в систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать театрализованные игры и игровые упражнения, повышающие умственную активность, совершенствующие речевые навыки, способствующие развитию и повышению эмоциональной и социальной активности.

Учитывая эту классификацию, можно выделить основные направления коррекционной работы в театрализованной деятельности:

  • — развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
  • — развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
  • — развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности [6, с.56].

Постановка нормированного произношения предполагает отработку конкретных артикуляционных позиций путем показа и объяснения.

Для выработки хорошей дикции, четкого и благозвучного произношения с ребенком проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия, направленные на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включается речевой материал, который произносится на выдохе.

Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения.

Как мы видим, логопедическая работа с использованием и внедрением театрализованной деятельности проводится по всем направлениям организации и формирования речевых навыков и умений.

Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над спектаклем. Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений.

Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:

  • — формирует знания об окружающем мире;
  • — активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
  • — развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
  • — совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
  • — развивает эмоционально-волевую сферу ребенка

Таким образом, являясь органичной для дошкольного возраста, позволяет решить широкий круг задач коррекционно-развивающей работы в логопедической практике.

 

Литература

1.Ищишина К. В. Театральные технологии как средство развития эмпатии дошкольников / К. В. Ищишина // Герценовские чтения. Начальное образование – 2012, том 3, № 3.- С. 64-67.

2.Епрева Е. Ю. Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям /Е. Ю. Епрева, Л. Н. Жогова, Е. В. Овчинникова // Логопед -2005 — № 4.

3.Лесняк И. В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / И. В. Лесняк // Вестник ТГУ – 2011  № 7 (99) – С. 119 – 125.

4.Линчук Л. А Театрально-игроваядеятельность в системе логопедической работы /Л. А. Линчук // Логопед – 2007 — № 5.

5.Одинцов И.Н. Театральная педагогика в истории педагогической мысли России / И.Н. Одинцова // Гуманитарные исследования. – 2008 №3  С. 125-133.

6.Саяпова Н. Г. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада /Н. Г. Саяпова, Е. Ю. Епрева, Л. А. Рукосуева // Логопед – 2007

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.