«В игры играем – память развиваем»

Гетманская Е.В., воспитатель

 

«В игры играем – память развиваем»Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития человека, первоначальное формирование физических и психических его качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Многие дети, в большей степени дети с проблемами в развитии не всегда могут подолгу удерживать в памяти объем знаний, который предлагает им педагог. В результате этого у них возникают информационные перегрузки, ведущие к физическому, умственному, психическому перенапряжению и неврозам.

В данном случае на помощь приходит грамотно выбранная методика преподнесения информации, а именно мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), это система различных приемов, облегчающих запоминание, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Связки ( введение какого либо действия)

Бывают математические связки.

Например, ребенку необходимо запомнить последовательность цифр 3 5 2 7. Как это проще и быстрее сделать? Надо представить, что «5» это 3+2, а «7» -5+2 (соседние перед 7 цифры).

Существуют ассоциативные связки. («На что похоже?»). Например, чтобы запомнить слова (или картинки): роза кошка кактус арбуз – их можно связать следующим образом: у розы и кошки – шипы (когти); колючки кактуса похожи на когти; кактус одного цвета с арбузом.

Ассоциации 

Например, чтобы запомнить слова – яблоко, мяч – надо представить, что все это круглое. Очень важно и полезно научить ребенка умению перекодирования слов в рисунки. В принципе, каждое слово можно нарисовать. Необходимо лишь проявить немного фантазии. Данный прием можно широко использовать при заучивании стихотворений, когда ребенок вместе со взрослым, или сам зарисовывает основные слова в стихотворении, а потом опирается на них.

В работе с детьми можно использовать следующие игры и упражнения, основной целью которых является развитие памяти, внимания и мышления, поскольку все психические процессы взаимосвязаны.

«Не запутайся» Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи: развивать умение распределять внимание, закреплять знание детей о числовом ряде, закреплять названия букв.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными цифрами и буквами.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет ребенку таблицу с цифрами и буквами и предлагает вначале назвать буквы, а затем цифры или наоборот. Цифры необходимо называть по порядку.

«Асимметричная гимнастика» Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи: развивать умение распределять внимание.

«Голова живот» Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой гладить себя по голове, другой – гладить (стучать) по животу. «Стол стена» Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой «мыть» стол, другой – «мыть» стену.

 «На что похожа буква?» Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.

Задачи: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.

Оборудование: карандаши, бумага.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует какую – либо букву и предлагает ребенку подумать, нарисовать и сказать, на что она похожа? Например, Ж похожа на жука, Ш – на расческу, В – на половинку бабочки и т.д.

«Дорисуй»

Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.

Задачи: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.

Оборудование: карандаши, бумага.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог на доске или бумаге рисует геометрические фигуры или любые закорючки, как усложнение, и предлагает детям подумать, что из них можно нарисовать. «Съешь, вспомни, назови» Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.

Задачи: развивать вкусовую, словесную память, развивать внимание.

Оборудование: продукты питания, картинки, платок.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог сначала показывает продукты питания, затем, предварительно, завязав ребенку глаза, предлагает съесть 2, 3 или более продукта, а затем вспомнить, назвать или показать их в нужной последовательности. «Узнай буквы, вспомни, повтори» Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи: развивать тактильную память, внимание, закреплять знание детей о буквах русского языка.

Оборудование: тактильные (объемные буквы).

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку узнавать на ощупь тактильные буквы, а затем повторить последовательность, с которой он их узнавал. Ребенок может называть буквы самостоятельно или выложить их последовательность. «Запомни и назови» Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи: развивать и увеличивать объем внимание, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.

Оборудование: картинки, предметы, платок.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ставит на стол игрушки по порядку, называя каждую. Затем устанавливаются ассоциативные связи (по цвету, форме, величине и т.д.). После этого игрушки накрываются платком и педагог просит назвать или разложить из картинок последовательность

«Посмотри, запомни, повтори» Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.

Задачи: развивать внимание, двигательную память.

Оборудование: картинки со схематическим изображением поз человека.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет детям последовательно картинки с изображением различных поз человека. Дети выполняют необходимые движения, затем, через время педагог предлагает детям воспроизвести последовательность движений.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.