Коррекционно-развивающие задачи.
- Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.
- Научить правильно произносить звуки [Р] и [Р’], различать их на слух и в произношении.
- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
- Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов.
- Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением согласных.
- Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделал раньше?» Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что я сделал раньше?» Ребенок отвечает.
Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракал. Я поздоровался, прежде чем начать разговор.
Задание 2. Знакомство со звуком [Р].
Прослушать предложение (взрослый голосом выделяет звук [Р]). Какой звук в нем часто слышится?
Барабанщик громко барабанит на барабане: та-ра-ра!
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Р]:
— губки свободны;
— зубки сближены, но не соприкасаются;
— кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;
— посередине язычка идет теплая воздушная струя;
— горлышко «работает».
Символ звука: собака громко рычит: РРРРР… (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Как рычит злая собака? РРРРР… (звук [Р] произносится громко, раскатисто).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р]»:
р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры…; ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ра-ар, ру-… ар-ра, ур-…
Повторить за взрослым серию слогов:
ра-ро-ру-ры…, ар-ор-ур-ир…, бра-бро-бру-бры…, абр-обр-убр-ибр…
Задание 6. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р], по заданию: звук [Р] стоит в начале слова, в середине, в конце слова. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в нем, найти знакомый предлог.
Задание 7. Взрослый называет ряд слов сложной структуры со звуком [Р], а ребенок должен внимательно послушать и повторить эти слова. Необходимо объяснить ребенку значение незнакомых ему слов. Определить количество и место звуков [Р] в этих словах:
прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор.
Задание 8. Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, согласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба).
Задание 9. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Р] по заданному первому слогу:
РА: -кушка, -ма…; РО: -за, -ща…; РУ: -ка, -чей…; РЫ: -ба, -бак…
Задание 10. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разделить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются?):
ру-ка, ру-баш-ка; ко-ра, ко-яу-ра; муш-ка, кор-муш-ка; мош-ка, гар-мош-ка.
Задание 11. Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились?
Крошка — кошка, тропка — …, краска — …
Задание 12. Выучить чистоговорки:
Ра-ра-ра — высокая гора.
Ры-ры-ры — летят комары.
Ру-ру-ру — начинаем мы игру.
Ро-ро-ро — новое перо.
Ар-ар-ар — летит комар.
Ор-ор-ор — у Ромы топор.
Ур-ур-ур — не гоняй кур.
Ир-ир-ир — мы за мир.
Арка-арка — у Ромы марка.
Орка-орка — крутая горка.
Урка-урка — кошка Мурка.
Ирка-ирка — у Иры дырка.
Задание 13. Знакомство со звуком [Р’].
Повторить за взрослым ряд слов. Какой одинаковый последний звук во всех этих словах: якорь, угорь, фонарь, букварь?
Символ звука: маленький щенок рычит: рьрьрь… (см. цветную вклейку). Характеристика звука [Р’]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р’]»:
рь, мь, рь, дь…; ря, мя, бю, ри…; арь, амь, омь, урь…; Рита, рис, кошка, крепко, букварь, домик…
Задание 15. Дидактическое упражнение «Назови профессию» (взрослый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим по смыслу словом).
В аптеке работает… аптекарь. В колокола звонит… звонарь. Траву косит… косарь. Землю пашет… пахарь. Хлеб печет… пекарь. Директору помогает… секретарь.
В каких словах встречается два звука [Р’]? Где он стоит в слове?
Задание 16. После первого звука в словах произнести звук [Р’]. Какие слова получились?
Битва — бритва, тюк — …, тяпка — …, пятки — …
Задание 17. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р’], по заданию: звук [Р’] стоит в начале, в середине и в конце слова. Разделить слова на слоги, составить с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в этих предложениях, найти предлоги.
Задание 18. Выучить чистоговорки:
Ря-ря-ря — синие моря.
Ре-ре-ре — санки на горе.
Рю-рю-рю — репу я варю.
Ри-ри-ри — горят фонари.
Арь-арь-арь — у меня букварь.
Орь-орь-орь — у Сережи корь.
Ирь-ирь-ирь — у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь — скрипит дверь.
Задание 19. Дифференциация звуков [Р] — [Р’].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ра-ря, ру-…; ры-ри, ру-…; ар-арь, ур-…; урь-ур, ирь-…
Повторить за взрослым серию слогов:
ра-ра-ря, ря-ря-ра, ра-ря-ра, ря-ра-ря, ря-ра-ра, ра-ря-ря…
Закончить слово нужным звуком ([Р] — [Р’]):
топо…, фона…, забо…, буква…
Задание 20. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
Кто ни прикасается —
За того цепляется. (Репейник)
Под водой живет,
Ходит задом наперед. (Рак)
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
Вспомнить отгадки. Какие слова состояли из одного, двух и трех слогов?
Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Р] и [Р’]):
корова, дорога, гречка, топоры; забор, топор, якорь, торт.
Задание 21. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Роме и Рите» (подобрать как можно больше слов со звуками [Р] и [Р’]).
Заменить звук [Р] на звук [Р’] в словах. Какие слова получились? Придумать с этими словами предложения:
рад — ряд, ров — …, пар — …, хор — …, удар — …
Придумать предложения про Риту и Рому по заданию: предложение состоит из двух, трех или четырех слов. Назвать предлоги. Например: Рома спит. Рома крепко спит. Рома спит на кровати.
Выучить скороговорки:
Как на горке, на пригорке
Сидят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Курьера курьер
Обгоняет в карьер.
Задание 22. Знакомство с буквой Р.
Буква Р — рука в кармане,
Буква Р — подарок маме.
О. Гофман
На что еще похожа буква Р?
Игры с буквой.
Задание 23. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем слов из кружков; списывание с образца, чтение слов, письмо печатными буквами под диктовку:
ручка, рубаха, радуга, рис, репка, букварь.
Анализ и сравнение слов. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение:
хор — хорь, удар — ударь…
Анализ предложений, составление схем, запись под диктовку печатными буквами, чтение:
У Ромы репка. У Риты ручка.
Подготовила: учитель-логопед Солдатенко И.В.