ПРИЕМЫ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

подготовил учитель – логопед Солдатенко И.В.

Выбирать стихотворение для заучивания необходимо с учетом возрастных особенностей ребенка. Текст должен быть простым и понятным, все слова знакомыми. Сюжет стихотворения должен вызывать у ребёнка положительные эмоции и желание переживать их снова и снова.

  1. Создание мысленного образа.

Любой текст можно представить мысленными образами. Для примера возьмем стихотворение И. Михайлова:

В огороде чучело
Шляпу нахлобучило
Рукавами машет-
И как будто пляшет!
Это чучело – оно
Сторожить поставлено.

Взрослый читает первую строчку стихотворения, просит ребенка закрыть глаза и представить содержание этой строки в уме. При этом важно нарисовать картинку яркой, почувствовать, как к ней относишься: нравиться ее содержание или нет. Далее продолжается тоже самое с остальными строчками. Взрослый дает ребенку установку вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов (с закрытыми глазами) и описать их своими словами. Далее ребенок прочитывает стихотворение вслух (если нужно образы подправляются или исправляется последовательность, в которой эти образы возникают).

Важно каждый раз обсуждать заучиваемое стихотворение, просить ребенка поделиться впечатлениями от самого текста.

  1. Изображаем в действии.

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста (так как образуются дополнительные ассоциации). Суть этого метода состоит в том, что к слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

Дом мы строим (создать угол — «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом).

Выше, выше! (поднять руки вверх).

Есть окошки в нем и крыша. (создать угол — «крышу» пальцами обеих рук, большие пальцы соединить по прямой линии. Получиться треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.

  1. «Игровые» стихи.

Можно помочь ребенку запомнить стихотворение через игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Сначала текст читает взрослый, а ребенок обыгрывает сюжет стихотворения, потом наоборот.

  1. Рисуем, лепим стихотворение.

Для лучшего запоминания можно предложить ребенку нарисовать, (вылепить) то, о чем говориться в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребенком все то, что он нарисовал (вылепил): цвет, форму, размеры предметов.

  1. Музыка при заучивании стихотворений.

Учеными доказано негромкое включение музыки, во время заучивания стихотворения, способствует более эффективному запоминанию. Особенно благотворное влияние на этот процесс оказывают произведения Моцарта — его пьесы навевают целебный альфа-ритм, который эффективен не только для успешного запоминания, но и при нарушениях сна, неврозах, тревожных состояниях.

  1. Считаем стихи.

Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания – в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.

Используя эти приёмы на занятиях с ребенком, процесс запоминания стихотворений превратится в увлекательную игру.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.