Проведение тематического дня: «Путешествие в страну веселых мячей».

подготовили ПановаТ.А., Кириллова Н.Л., Горбенко О.М.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, с особенностями мячей предназначенных для спортивных игр.
  • Обогащать словарь детей прилагательными, упражнять в произнесении звука «с». Ввести в активный словарь слова: насос, Познакомить с происхождением слова «мяч».
  • Закрепить знания о круглой и овальной форме, умение ориентироваться на плоскости листа.
  • Совершенствовать умение рисовать и раскрашивать предмет круглой формы.
  • Развивать творческое воображение, мелкую мускулатуру рук.
  • Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом.
  • Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.

Предварительная работа:

Наблюдение за мячом и его свойствами.

Загадывание загадок, чтение стихотворений о мяче.

Просматривание презентации о появлении мяча.

Ход занятия:

 

Ребята, закончите фразу:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку … (мячик)

 

Эти строчки знакомы вам с ясельной группы. Ребята, а вы знаете, откуда взялся мяч? Каким он был? Кто придумал в него играть?

Сегодня вы узнаете историю появления мяча.

 

Беседа «История появления мяча»

 

Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. В некоторых странах  мяч не только любили, но и… уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами   играли ногами, в игры типа футбола.

 

Д/упр. «Найди два одинаковых мяча»

Побуждать детей не показывать одинаковые мячи, а описывать их словами.

 

В нашей стране мячи были разные. В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки  шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар. У девушек была любимая песенка-частушка:

 

Пущу мякчик по дорожке,

Пущая мякчик катится…

 

Физкультминутка «Мячики»

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают.

 

С тех пор наизобретали много мячей! Тряпичных, войлочных, каменных, деревянных!.. Мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами!.. Играть в них считали страшно полезным делом. Один  врач всем больным вместо лекарств прописывал игру в мяч. А погоняй-ка такой, каменный! Или с песком. Тяжеловатые мячи.

 

Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Надувают мячи специальным приспособлением. Вот, взгляните. Это насос. Повторите это слово и запомните его.

 

Д/упр. «Насос»

Будем накачивать мяч воздухом с помощью насоса. Воздух выходит из насоса и свистит «ссссс». (Показ картинки-символа «Насос»).

 

Современные мячи делают из самых разных материалов. Зато форма у мяча всегда  одинаковая. Какой формы мяч? Круглый. С одним только исключением. Мяч для игры регби. Взгляните не него. Какой он формы? Овальной формы (как дыня). Но не потому, что этого требует игра. Просто так получилось.

 

Д/упр. «Найди мяч для регби»

Побуждать детей аргументировать, почему они решили, что именно этот мяч предназначен для игры в регби.

 

 

 

 

Послушайте, о чем мечтает каждый мяч.

 

Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу.

Смирно лежать я никак не хочу.

 

Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если забывать правила безопасности.

  1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? Мяч может их разбить.
  2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!
  3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? Это испортит мяч.

 

Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры существует свой мяч, особенный.

 

— Мы уже знаем, что этот овальный мяч, необходим для игры … В регби.

— А знаете ли вы для какой игры нужен этот мяч? Для игры в футбол.

— Знаком ли вам этот мяч? Он предназначен для игры в баскетбол. В этой игре мяч нужно забросить в высоко висящую корзину.

— А знаете ли вы, для какой игры нужен этот мяч? Для игры в теннис.

— Может быть кто-то видел такой мяч, и знает для какой игры он предназначен? Этот мяч для игры в волейбол.

В этой игре нужно перебрасывать мяч через натянутую сетку.

 

Мы с вами поиграем в волейбол и футбол во время прогулки, а сейчас потренируемся в игре «Мяч на поле». Перед вами лежат листы зеленой бумаги с нарисованным полем для игры в футбол. Возьмите в руки вырезанный из картона мяч, внимательно слушайте и выполняйте задания:

 

 

Дидактическая игра «Мяч на поле».

Положите мяч в центр поля.

Мяч отправляется в левый верхний угол.

Гол! Мяч в правых воротах.

Положите мяч в центр поля.

Мяч в правом нижнем углу.

Мяч в правом верхнем углу.

Гол! Мяч в левых воротах.

Мяч в левом нижнем углу.

 

Ребята, вы узнали сегодня что-нибудь новое, чего раньше не знали.

Тогда вы сможете сыграть в игру «Мяч передавай, что узнал – называй».

Д/ и «Мяч передавай, что узнал – называй»

Дети в быстром темпе передают мяч из рук в руки под музыку. Тот ребенок, в чьих руках остался мяч, когда прекратилась музыка (убрать звук), говорит, что нового узнал он про мячи.

 

А сейчас давайте нарисуем мячи. Каждый из вас подумает, какой мяч он хочет нарисовать: большой или маленький, одноцветный или разноцветный, а может мяч для спортивной игры. Закройте глаза и представьте себе свой мяч.

 

Нарисуем мы мячи разного цвета,

Яркого, красивого,

Желтого и синего,

Зеленого, красного,

Пестрого, разного.

Маленькие и большие,

Спортивные и игровые.

 

Дайте свободу воображению и создайте свой чудо – мяч.

 

Рисование «Мяч»

 

После того, как краска высохнет (в течение второго занятия в спортивном зале), детям предлагается вырезать свой мяч

 

ножницами по контуру, а на обратной стороне воспитатель записывает составленные детьми описательные рассказы о своем мяче.

 

Составление описательных рассказов о мячах

Давайте расскажем о мячах, которые нарисовали. В начале рассказа надо сказать, что именно вы нарисовали. Далее сказать, какой формы мяч, какого размера, назвать его цвет. Рассказать, чем вам нравится именно такой мяч, как можно с ним играть.

Ребята. Постарайтесь, чтобы в ваших рассказах было больше красивых слов. Тогда ваш рассказ будет интересным. Я запишу ваши рассказы на обратной стороне рисунка и устроим выставку рисунков и рассказов под названием «Мой веселый, яркий мяч».

 

 

 

Загадки о мяче:

 

Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.

Хоть надут он всегда —

С ним не скучно никогда.

 

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

 

Лежу, забившись в уголок,

Пока сидишь ты с книгою.

Когда же кончится урок,

И я с тобой попрыгаю.

 

Я разноцветен и упруг,

Хоть не живой, а все же друг.

 

Его пинают,

А он не плачет!

Его бросают —

Назад скачет.

Упадёт — подскачет,

Ударишь — не плачет.

 

Круглый, гладкий и пузатый,

Больно бьют его ребята.

 

Стукнешь о стенку —

А я отскочу. Бросишь на землю —

А я подскочу.

Я из ладоней В ладони лечу —

Смирно лежать

Я никак не хочу.

 

 

Дополнительная информация о мячах:

В Африке на берегу реки Нил с незапамятных времён живут жуки-скарабеи. Те, что скатывают земляные шарики. Может, у скарабеев за 5 тысяч лет до нашей эры люди научились лепить шары из нильского ила?

 

Однажды, две тысячи лет тому назад, в Риме случилось вот что. Учитель гимнастики, звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на огромный бычий пузырь. Надутый воздухом и перевязанный верёвкой, он висел над входной дверью – для красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стенку, а он отскакивал! Ударялся и отскакивал!

 

“Идея!” — должно быть, подумал Атциус, купил пузырь, обшил его дома чехлом из кожи, и получился мяч – лёгкий и прыгучий!

 

“Мяч” — по-английски “бол”, “ступня” — “фут”. Сложишь “фут”+”бол” получается “ножной мяч”. А баскетбол своему названию обязан… корзине из-под персиков. Именно её приспособил для первого на планете баскетбольного матча изобретатель этой игры американец Джеймс Нейсмит. “Бол” — мяч надо было забросить в “бас кет” — что в переводе с английского значит – корзина!

 

В развалинах древних индейских городов на Юкатанском полуострове Центральной Америки обнаружены площадки для игры в мяч. Индейцы считали мяч символом Солнца и Луны. Поэтому во многих играх его даже руками не касались. А только ракетками.

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.