Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

подготовила Новикова О.В.

Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов.  Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв.

Важно донести до сознания воспитанников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, воспитывать уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине.

Мировоззрение педагогов, родителей, их личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В патриотическом воспитании  немаловажную роль играет предмет «физическая культура». Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпимее, уметь прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки. Спортивно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности,  обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга.

Организационными формами работы по физической культуре относятся:

1) учебная работа (физкультурные занятия);

2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна;

3) самостоятельная двигательная деятельность детей под наблюдением воспитателя;

4) активный отдых: физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья,

5) работа с семьей.

Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольной образовательной организации и семьи.

Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Игры и упражнения для пальчиков помогают держать мозг в тонусе, т.к. развивают интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.

В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях познавательной деятельностью, музыкой, физической культурой. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.

Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку — белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая».

Примеры пальчиковых гимнастик с патриотическим содержанием.

Пальчиковая гимнастика «Сказки»

Будем пальчики считать

Будем сказки называть: (хлопок, кулачок)

Эта сказка – «Теремок»,

Эта сказка – «Колобок»,

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят»  (поочерёдно загибать пальчики на каждое название сказки)

Этим сказкам каждый рад! (сжать, разжать кулачок)

Пальчиковая гимнастика «На водопой»

Весенним днём лесной тропой

Звери шли на водопой.   (хлопок, кулачок)

За мамой — лосихой топал лосёнок,

За мамой — лисицей крался лисёнок,

За мамой – ежихой катился ежонок,

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамою — белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.  (поочерёдно загибать пальчики)

Все мамы и дети напиться хотят. (хлопки)

Пальчиковая гимнастика «Много мам на белом свете»

Много мам на белом свете,

Все их любят очень дети! (хлопок, кулачок)

Журналист и инженер,

Повар и милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель (поочерёдно загибать пальчики)

Мамы разные нужны, (сжимать, разжимать кулачки)

Мамы разные важны! (хлопок)

Пальчиковая гимнастика  «День защитника Отечества»

Эти пальцы – все бойцы

Удалые молодцы (растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых (приподнять 2 больших пальца, другие прижать)

Два гвардейца – храбреца (приподнять 2 указательных пальца)

Два сметливых молодца (приподнять 2 средних пальца)

Два героя безымянных

Но в работе очень славных (приподнять 2 безымянных пальца)

Два мизинца – коротышки

Очень славные мальчишки (приподнять 2 мизинца).

Физкультминутки – это упражнения, необходимые для восстановления обмена веществ, для снятия физического утомления мышц и создания положительных эмоций.

Примеры пальчиковых гимнастик с патриотическим содержанием.

Физкультминутка «Победа!»

Мы празднуем Победу! Шагают на месте.

Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем

Кругом цветы весенние Руки на пояс, повороты туловища,

Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.

Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные Вдох, круговое движение руками, изображая

Живут, живут, живут! земной шар.

Физкультминутка  «Флаг у нас прекрасный!»

Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)

Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)

Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)

Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)

Красный – мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)

Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)

Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма является подвижная игра. Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны как для физического развития, так и социального и интеллектуального.

Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются подвижные народные игры. Они имеют многовековую историю,  сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. Знакомить детей с русской народной подвижной игрой можно начинать ещё с младшего дошкольного возраста. Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками. Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа.

«Салки»

«Гуси-лебеди»

«У медведя во бору»

«Почта»

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит… »

«По ровненькой дорожке»

«Карусели»

«Курочка – хохлатка»

«Хоровод»

«Пузырь…».

Большинство народных игр для детей младшего дошкольного возраста строится на основе знаний об окружающей жизни, явлений природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.

«Пустое место»

«Золотые ворота»

Русская игра «Кегли»

«Никанориха»,

«Платочек»,

«Горелки»,

«Баба-яга»,

«Пятнашки».

Очень хотелось бы, чтобы дети проявляли инициативу и рассказывали о тех играх, в которые их научили играть родители.

Во время проведения обрядовых праздников также было принято играть в русские народные игры:

  1. Рождественский сочельник: «Два мороза», «Масло», «Орешек»;
  2. Зимние святки: «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;
  3. Масленица: «Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог», «Салки», «Водить козла»;
  4. Благовещение: «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун», «Ласточки», «Огородник и воробей»;
  5. Вербная неделя: Верба-вербочка», «Захарка», «Мосток»;
  6. Троица: «Венок», Водяной», «Горячее место»;
  7. Пасха: «Солнышко-ведрышко», «Береза», Медом или сахаром».

Особое место среди подвижных игр занимают игры, которые посвящены особой тематике – военной. Она может служить отличным помощником для воспитателей и специалистов при составлении сценариев и конспектов к соответствующим праздникам и занятиям. Особое внимание следует уделять подготовке к игре: внешнему виду детей (наличие элементов военной формы), оборудованию.

Подвижные военно — спортивные игры:

« Чья рота быстрей построиться»

«Меткий стрелок» — метание мячиков в цель.

«Перетягивание каната»

«Быстрый наездник»

«Самый сильный»

«Гранаты в ящик»

«Вертолёты».

«Танки» и др.

Обязательная составная часть каждого физкультурного занятия  — строевые упражнения, это способ организации детей. Строевые  упражнения являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, быстроту реакции и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.

В процессе обучения построению в колонну по одному воспитатель делает указания, относящиеся к положению туловища, головы («Станьте прямо», «Выпрямите спину», «Плечи расправьте», «Голову выше»). Для равнения даются указания «Спрячьтесь, чтобы никого не было видно», «Смотрите в затылок друг другу». Для проверки дистанции подаются распоряжения «Руки вперед ставь!», «Руки опустить!», «Проверьте на глаз дистанцию!». А для детей старшего возраста дается команда «Отряд, стройся! Отряд, равняйсь! Смирно! Направо! Раз, два! — 3 раза. Кругом! На первый, второй, рассчитайсь!» и др.

В строевых упражнениях различают:

— построение в колонну, круг, шеренгу, врассыпную;

— перестроение из колонны по одному в колонну по два, три; из колонны в круг, несколько кругов; из одной шеренги в две или несколько и т. д. ;

— повороты налево, направо, кругом;

— размыкания и смыкания;

— передвижения строем.

Элементы строевой подготовки обязательно включаются в спортивные мероприятия, досуги, праздники, проводимые совместно с родителями.

Проведение физкультурных занятий в традиционной форме зачастую не обеспечивает высокой моторной плотности (по результатам медико-педагогической диагностики). С целью формирования положительного отношения к воинам Российской Армии проводятся занятия физической культурой, построенные по единому сюжету. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы.

«Зарница»

«Летчики»

«Воины-пограничники»

«Воины-пехотинцы»

«Мы ребята – бравые солдаты»

«Моряки»

«Разведчики»

«Военный парад»

«Космонавты»

«Мы футболисты»

«Путешествие в лес»

«Ярмарка»  на игровых упражнениях

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, учиться рисковать, самоутверждаться, приобретает уверенность в своих силах. Деление группы на команды способствует формированию ценностного отношения к другим детям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты.

Взаимодействие с семьёй и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий. На фундаменте спортивно – патриотического воспитания крепнут традиции семейного воспитания. В их подготовке принимают участие педагоги, дети, родители.

«День защитника Отечества» («А ну-ка, мальчики», «Будем в Армии служить!»,  «Папа может…»… )

На пути участников игры встречаются непростые испытания — «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет в штаб», «Разминируй поле», «Пройди полосу препятствий» и другие.

Полученные на тематических спортивно — развлекательных мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

В работе с детьми следует обратить внимание на такие приемы как составление семейных альбомов, стенгазет о своих родственниках, их участии в жизни страны, спорта. Например, «Спортивные выходные нашей семьи», «Активный отдых семьи летом, зимой». Семья — неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Ведь чувство любви к Родине вырастает из любви к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.