Пальчиковые игры – истоки способностей и дарования детей

Гетманская В.А, учитель-логопед

Пальчиковые игры Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые пи­тают источник творческой мысли».

«Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Для детей очень важны игры, тренирующие мелкую моторику дви­жения пальцев и кистей рук. Именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, вос­питывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры играют большую роль в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

В каком возрасте надо начинать заниматься с детьми пальчиковыми играми?

Занятия по разминанию пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех ме­сяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

С десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовле­кая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения под­бираются с учетом возрастных особенностей.

Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диа­метра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно исполь­зовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые народные игры — потешки, игры с пальчиковым зверушками, пальчиковый счет — задания, специ­ально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шну­ровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупную мозаику.

С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начи­найте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого, практикуйте игры с мозаи­кой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп. В три года ребе­нок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга.

К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязы­вать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать кар­тинку, не выходя за контур.

ни С шести лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закры­тыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, со­единять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким.

У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в та­кой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполне­ния уже разученных ранее упражнений.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной обла­сти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

  • стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
  • помощь детям с задержкой в развитии речи;
  • подготовка руки к письму у старших дошкольников;
  • тренировка внимания, пространственного мышления;
  • воспитание эмоциональной выразительности.

Как правильно подобрать игры?

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т. д.) использует в основном движения сжимания, изредка — растяжения и почти никогда — расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только соци­альная зона руки — большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ла­дони и соответствующие им двигательное поле — зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффектив­ность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким об­разом, чтобы:

  1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
  2. использовались изолированные движения каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных состав­ляющих (лучше второй и третьей, однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.

Наибольший интерес представляют игры:

  1. на расслабление;
  2. в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
  3. на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки — дру­гое).

Таким образом, приведу перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов — краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).

  • Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…
  • Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём.
  • Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл.
  • Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей.
  • Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться.
  • «Мама, мама!»«Что, что, что?»«Гости едут!»«Ну и что?»
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.