Зачем ребенку нужен логопед???

Учитель-логопед
МДОУ д/с № 28
Гладких Т.В.

Логопед — специалист, занимающийся развитием и коррекцией речи (устной и письменной). Логопед проводит диагностику уровня речевого развития ребенка, исправляет дефекты произношения, помогает обогатить словарный запас, развивает грамматику и умение составлять связный рассказ.

Когда же стоит обратиться к логопеду?

Речь — одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием  проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления.

 Когда стоит начинать беспокоиться?

  •  Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…) – обратитесь к логопеду, неврологу, неонатологу, сурдологу.
  • Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – обратитесь к логопеду, возможно, это сенсорное нарушение;
  •  Если в 1,5-3 года ребенок «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — обратитесь к логопеду, возможно, это моторное нарушение;
  • Если ребенок, который начал хорошо говорить, вдруг внезапно замолчал – срочно обратитесь к логопеду, психологу и неврологу;
  • Если ребенок вдруг начал заикаться – обратитесь к логопеду и психологу;
  • Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» — обратитесь к логопеду и психологу. В одном случае у ребенка может быть дизартрия, в другом случае, могут быть психологические проблемы;
  • Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию) – обратитесь к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся;
  • Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с письмом  после второй учебной четверти — обратитесь к логопеду, психологу и неврологу. Возможно, у ребенка дисграфия или   проблемы с усвоением школьной программы;
  • Если у ребенка, после какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга» и др.) начались проблемы с письмом — пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек и др. —  бегом  к логопеду и к неврологу.

САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ ДЛЯ ЛОГОПЕДА — ЗАБОТЛИВЫЕ И ВНИМАТЕЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ.

Примерный перечень заданий по развитию лексики и грамматики для выполнения дома.

«Поиграй со мной!»

В эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приём у врача и пр.

«Первый звук» Нужно выделить голосом первый гласный звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).

«Цепочка слов» Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч-чемодан-нос-санки-игла-абрикос и т.д.)

«Назови одним словом» Взрослый называет несколько слов (дуб, ель, сосна, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья).

«Скажи наоборот» Взрослый называет слова (горячо, солёный, старый, ночь, друг, смеяться и т.п.), а ребёнок  подбирает к ним слова с противоположным значением.

«Отгадай» Взрослый описывает предмет, а ребенок отгадывает, что он загадал. Затем игроки меняются ролями.

«Подбери как можно больше слов» Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу. (Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик и т.п.)

«Делим слова на части» Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: ма-га-зин, в слове три части)

«Что из чего?» Взрослый составляет словосочетания (существительное + существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы – соломенная шляпка)

«Придумай рифму» Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму. (Например: палка – галка, скакалка и т.п.)

«Как читать детям»

1.Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.

2.Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

3.Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4.Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

5.Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

6.Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.

7.Прививайте ребёнку с детства любовь к книге,  бережное

Желаю успеха, внимания и терпения!

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.