Рекомендации для родителей
Подготовила: учитель-логопед Гладких Т.В
Очевидно, что для успешного обучения ребёнка в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему ребёнку стать успешным?
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития крохи на самотёк. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы. Вот и получается, с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3.Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи.
- Плохая дикция.
Для решения задач речевого развития детей в целом, развития культуры речи рекомендую осуществлять работу с детьми по следующим направлениям:
1.Создание для ребенка развивающей среды:
- дети должны иметь возможность ежедневно получать информацию об окружающем мире;
- необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных фактах и событиях;
- нужно учить общаться со сверстниками и взрослыми.
2.Формирование словаря:
- ознакомление с расширяющимся кругом предметов на различных этапах освоения предметного мира;
- обогащать словарь детей на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;
- ознакомление с природой и социальной действительностью;
- введение в словарь новых слов, обозначающих качества, свойства, и отношения, синонимов, антонимов, сравнений и т.д.;
- использование в словарной работе произведений детских писателей, картин, пословиц, поговорок, загадок;
- осознание детьми слова как единицы языка;
- использование лексических упражнений;
- сочетание словарной работы с разными видами деятельности детей.
3.Звуковая культура речи:
- словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения («Угадай, что звучит», «Скажи, кто так кричит», «Кто топает?»);
- знакомство с терминами «звук», «буква», «слово»;
- предупреждение и исправление ошибок в звукопроизношении;
- развитие фонетического слуха;
- работа над произносительной стороной речи, над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса дикцией;
- использование речевого дидактического материала (дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихи, потешки, считалки).
4.Грамматический строй речи:
- использование дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи;
- использование повседневного общения в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм родного языка;
- обучение словообразованию с помощью суффиксов (снег-снежинка – снежный – снеговик — подснежник);
- обучать детей изменять слова по падежам, согласовывать в роде и числе ( игра «Чего не бывает?», «Кого мы искупаем?» и т.п.);
- учить образовывать глаголы;
- упражнять в понимании и употреблении предлогов пространственного значения.
5.Связная речь:
- развитие ситуативной и контекстной речи;
- развитие диалогической речи дошкольников через следующие формы работы: разговор с детьми, вопросы и ответы детей, беседы;
- развитие монологической речи: обучение рассказыванию об игрушке, предмете, по картинам, рассказы детей из собственного опыта ( «Рассказ о моем домашнем питомце», «Учимся рассуждать» и т.п.).
6.Приобщение детей к литературному творчеству:
- книжный уголок в доме;
- чтение и рассказывание детской литературы;
- ознакомление детей с поэзией;
- ознакомление детей с фольклором;
- ознакомление детей с книжной иллюстрацией;
- просмотр диафильмов на темы сказок и рассказов.
- Подготовка к обучению грамоте:
- упражнения по делению слов на слоги;
- упражнения по развитию речи детей и формированию по составлению предложений.
Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.