Виды детской деятельности: коммуникация, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка».
Цели деятельности педагога: учить определять по описанию осенние месяцы, выделять их сходства и различия; развивать смекалку, любознательность, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок знает признаки времен года; устанавливает элементарные причинно – следственные связи между природными явлениями; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Материал и оборудование: шапочки с изображением осенних месяцев; музыкальные произведения П. Чайковского из цикла «Времена года»; картины с изображением периодов осени; яблоки.
Ход мероприятия
Воспитатель. Какое время года наступило?
Дети. Осень!
Воспитатель. Назовите осенние месяцы.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. Какой месяц соответствует ранней осени?
Дети. Сентябрь.
Воспитатель. Середине осени?
Дети. Октябрь.
Воспитатель. Месяц поздней осени?
Дети. Ноябрь.
Воспитатель. Сейчас они придут к нам в гости!
Звучит отрывок из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года», входит Осень и вместе с ней три осенних месяца.
Осень. Здравствуйте, дети! Слышу, вы говорите обо мне. Вот и решила заглянуть к вам вместе с моими братьями. Они все разные. Посмотрите на них и скажите, кого как зовут.
Сентябрь.
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?
Дети. Сентябрь. (Показывают картину).
Октябрь.
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился…
Что за месяц к вам явился?
Дети. Октябрь. (Показывают картину).
Ноябрь.
Поле черно – белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц – подскажи?
Дети. Ноябрь. (Показывают картину).
Воспитатель. Люди собирают урожай, дни стали короче, чем летом, ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, пошли в школу, деревья стоят в осеннем убранстве, по ночам заморозки.
Воспитатель. Чем отличается сентябрь от октября?
Дети. В октябре деревья сбрасывают листву, люди надевают теплую одежду, звери и насекомые готовятся к спячке, в воздухе и на почве заморозки, появляются первые снежинки.
Воспитатель. Какие изменения в природе происходят в ноябре?
Дети. Сильные ветры со снегом, усиливается мороз, снег ложится и не тает.
Осень. Это хорошо, что вы узнали моих братьев – месяцев. А загадки отгадаете?
- Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья? (Осень).
- Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро: кто же я? (Олень).
- Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет? (Лист)
- Кто по крыше всю ночь бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, и убаюкивает? (Дождь)
- Она под осень умирает, а весною оживает.
Коровам без нее беда, она – их главная еда. (Трава)
Осень. Обо мне вы загадки легко отгадали, а про овощи отгадаете? Слушайте внимательно!
- Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А когда осень подошла – все наряды отдала:
Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (Капуста)
- Что копали из земли, что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
- Скинули с Егорушки зелененькие перышки,
Заставил нас Егорушка плакать без горюшка. (Лук)
- Растут на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки (Помидоры)
Осень. Мне пора с вами расставаться, дети. Вы много знаете, это хорошо. Прощаясь, подарю вам стихотворение:
Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу,
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари,
Зимовать к нам прилетели северяне снегири!
Осень и братья – месяцы угощают детей яблоками, прощаются и уходят. Дети танцуют