подготовила Новикова О.В.
Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, она регулирует взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Она представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.
«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития».
Таким образом, детская субкультура – вариант широко распространенного в обществе процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению, это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми.
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом сообществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых. Одной из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что с одной стороны в ней мир детства отличается от мира взрослых, а с другой – детская субкультура это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, способ освоения и самоутверждения в нем.
Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.
Так, например:
- — колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом, отношение в семье, доверие близким людям и к миру в целом;
- — дразнилки, высмеивающие жадность, плаксивость, ябедничество выполняют воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;
- — детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку утвердить себя через эти предметы: «Я есть» и «Я могу»;
Рассматривая детскую субкультуру можно выделить несколько основных функций:
- — социализирующая функция – детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе;
- — предоставление экспериментальной площадки для определения границ своих возможностей;
- — пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира;
- — культуроохранительная функция передача из поколения в поколения утраченные жанры и обряды.
Основные компоненты детской субкультуры
Обобщенный анализ разных точек зрения позволяет выделить следующие компоненты детской субкультуры:
- — детский правовой кодекс, раскрывающий разнообразие норм поведения; взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками
- — детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, считалки и др.);
- — детский юмор (перевертыши, небылицы, розыгрыши и т.д.);
- — способы и формы свободного времяпровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности;
- — детская мода, эстетические представления детей;
- — детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, охватывающая основные стороны взаимодействия ребенка с миром;
- — своеобразные увлечения: детское собирательство и коллекционирование.
Наиболее изученными формами традиционного поведения также являются считалки, жеребьевки, игры с правилами, дразнилки. Однако есть и скрытые детские традиции, которые с точки зрения педагогического сознания взрослых всегда оценивались отрицательно, а именно: детский юмор, анекдоты, эротический детский фольклор, гадания, детская магия, страшные истории, испытания храбрости.
Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
Социализация – широко используемое понятие, в современной психолого – педагогической науке, имеющее междисциплинарный статус, и в связи с этим его содержание не однозначно.
Познание мира сверстников и взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.
Основными задачами в детской субкультуре можно выделить следующие задачи:
- — развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
- — расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;
- — формирование образа дошкольника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
Для решения этих задач целенаправленно создаются условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разных возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личного статуса.
ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
Для приобщения дошкольников к детской субкультуре необходимо создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, где происходит накопление опыта взаимодействия между детьми, удовлетворение потребности в признании и завоевании личного статуса.
Задачи социализации:
- — Создавать условия для самореализации ребенка в группе сверстников;
- — Развивать у детей адекватную оценку своих возможностей;
- — Воспитывать нравственные качества у дошкольников;
- — Обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;
- — Осваивать разнообразные социальные роли;
- — Формировать у детей умение сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими;
- — Содействовать разновозрастному общению;
- — Оказывать помощь в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
Формы работы:
Выставки
Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности, а также дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе принципа поливариативности.
По определению В.И. Даля выставка это собрание, каких либо замечательных предметов, расположенных для обозрения.
Выставки могут быть:
- -тематическими, которые подразделяются на коллекционные и творческие,
- -авторскими, которые делятся на семейные и персональные.
Коллекционирование – тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, и т.д. Коллекционирование дает ребенку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах. Сначала детей нужно научить формировать коллекции, познакомив с их разновидностями и объяснив смысл собирательства. Примерная тематика коллекций: машины, игрушки из киндер-сюрпризов, календари, открытки.
Любая выставка коллекция должна нести не только информационную функцию, но и эстетическую. Она должна быть доступна и понятна тем детям, для которых она адресована, т.е. должна соответствовать их возрасту. Таким образом, совокупность рассмотренных компонентов детской субкультуры позволяет формировать целостный жизненный опыт ребенка. Через них он познает мир, себя и окружающих людей.
При организации выставок особая роль отводится предварительному этапу, который включает в себя работу по накоплению, расширению или уточнению знаний детей о предметах (объектах). Выставки, чтение познавательной литературы, проведение бесед, экскурсий, организация совместной продуктивной деятельности по созданию выставочных экспонатов, т.е. делается все, чтобы вызвать у детей интерес и желание поучаствовать в мероприятии.
Праздничные события и игровые тематические проекты
Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом.
События
В словаре С.И. Ожегова событие трактуется как значительное явление, факт общественной, личной жизни. Эта форма с помощью, которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей. В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. События могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным датам. В события, как и в другие формы приобщения ребят к детской субкультуре, обязательно включаются минуты свободного общения детей разных возрастных групп.
Обязателен в организации событий подбор игр и упражнений, где дети могут демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга. Игры и ситуации направлены на формирование нравственной основы и развитие у детей чувства собственного достоинства.
Игровые проекты
Это групповые формы взаимодействия детей в деятельности, способ ее организации, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников до достижения игровой цели.
К игровым проектам предъявляется ряд требований:
- — обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;
- — включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.
Презентации
Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения. Это активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы
Большая роль в подготовке презентаций отводится предварительной работе, в которую входит:
- — изготовление приглашений для детей и родителей;
- — подготовка подарков и призов для гостей;
- — подготовка групповой среды для презентации;
- — подбор и разучивание стихов, песен, танцев, которые будут включены непосредственно в презентацию.
Совместные праздники детей и родителей
В процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных общений ( для поддержания веры ребенка в себя, в свои силы, желание «быть хорошим» ).
Кроме того специфическая задача приобщения воспитанников дошкольного учреждения к детской субкультуре – формирование образа дошкольника как социально желаемой роли в будущем и готовности к ее позитивному принятию.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – КАК КОМПОНЕНТ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая в результате проводимой работы постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Условно компоненты детской субкультуры можно разделить на три группы:
— постоянные
предметы-накопители: коробки, сундучки, сумочки и т.д. Предметы-накопители это детские сокровищницы их цель: помочь ребенку осознать предпочтения других детей. Сокровищница – хранилище личных, неприкосновенных вещей. Это особая закрытая емкость недоступная другим детям (сундучок, сумочка, коробочка). У мальчиков свои сокровища, у девочек свои. Важное условие: все эти вещи должны быть безопасны для детей.
модели возрастных периодов могут иметь различный вид, например паровозик времени он может быть как объемным, так и плоскостным. В вагончиках находятся фотографии детей в разных видах деятельности и относящихся к разному временному периоду. Паровозик времени в группе должен занимать почетное место и быть доступным детям, чтобы можно было его свободно рассматривать. К моделям возрастного периода можно отнести «Портфолио группы».
— временные (присутствующие в группе периодически ):
выставки,
коллекции.
— полученные в результате реализации проектов:
продукты детской деятельности: рисунки, журналы, фотоальбомы, атрибуты к играм.
Таким образом: в детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях. Вместе с тем, мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего.
Литература
- Алиева Т., Кудрявцева В. Еще раз о природе детской субкультуры. Дошкольное воспитание. 1997. №3. С. 87-92; №4. С. 64-68.
- Бабаева Т.И. Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Санкт-Петербург, 2005г.
- Бывшева М. Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение. Дошкольное воспитание. 2009. №9. С.59-63
- Иванова Н.В., Бардина Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ. Методическое пособие. Москва, 2008г.
- Иванова Н. О детской субкультуре. Дошкольное воспитание 2004. №4 С 34-36
- Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника. Дошкольное воспитание. 1993. 31 С 27-36
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,1997г.
- Пазухина И.А. Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Санкт-Петербург, 2004г.
- Пазухина И.А. Давай поиграем. Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Санкт-Петербург, 2005г.
- Сушкова И, В. Социально-личностное развитие. Анализ программ дошкольного образования. Москва, 2008г.