Подготовила: учитель-логопед Гладких Т.В.
Предлагаю Вашему вниманию подборку речевых игр для развития лексики и грамматических категорий у дошкольников.
- Рассмотреть предметы мебели или картинки с изображением мебели: стол, стул, табуретка, диван, кровать, кресло, шкаф, полка, трюмо, тумбочка и т.д. Поговорить о том, из чего изготовлена мебель (деревянная, пластмассовая, стеклянная). Рассмотреть названия частей мебели: спинка, ножки, сиденье, дверца, ручка и т.д.
- Игра «Скажи ласково
Стул – стульчик
Табуретка — … Диван – …
Полка -… Шкаф – …
Кресло –… Стол — …
Зеркало… Кровать — ..
Скамейка -…
- Игра “Ответь – какой?”
Стол из дерева — деревянный. Шкаф из пластмассы-
Табуретка из металла — Кресло из кожи —
Стол для журналов — Шкаф для книг —
Стол для кухни — Стол для письма —
Шкаф для обуви — Дом из кирпича —
Дом из камня — Крыша из железа —
- Назвать предметы мебели, у которых есть:
-спинка…
-ножки…
-дверцы…
- Игра “Один, одна, одно”.
Кровать — одна Стул — Полка-
Шкаф — Скамейка — Сервант —
Диван — Кресло — Стол —
- Игра « 2 и 5»
стул – 2 стула – 5 стульев
стол – 2 стола – 5 столов
диван – 2 дивана – 5 диванов
шкаф – 2 шкафа – 5 шкафов
кровать – 2 кровати – 5 кроватей
табуретка – 2 табуретки – 5 табуреток
- Составить описательный рассказ о предмете мебели по плану:
Что это?
Цвет.
Форма.
Размер.
Материал.
Части.
Для чего используют эту мебель.
- Пальчиковая игра «Мебель»
В доме жалуется пол
«До чего мой труд тяжел!»
(Поворачивать кисти то вверх, то вниз ладонями)
Тумба, кресло и столы
Там кровать, а тут шкафы
(Загибает пальцы обеих рук, начиная с мизинца)
Еле-еле их терплю,
(Сжимать и разжимать пальцы)
Только жалобно скриплю!
(Встряхивать кистями рук)