старший воспитатель Новикова О.В.
Все, чему учат человека, должно быть
не разрозненным, частичным, а единым, целым».
Я.А.Каменский
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
- Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
- Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
- Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
- За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
- Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Одна из форм реализации интегрированного подхода в образовании дошкольников – интегрированные занятия.
Цель занятий:
формировать целостные представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы, на физкультурных занятиях путем интеграции различных видов детской деятельности.
При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Исходя из цели ставятся задачи:
- Формировать осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.
- Повышать уровень физической подготовленности путем формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.
- Воспитывать потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
- чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
- большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется взросло-детское сообщество.
Направления интеграции представлены следующим образом:
- Интеграция физического воспитания и речевого развития.
Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, активизируем у детей фантазию, развиваем творческие способности и фонематический слух в процессе двигательной деятельности, развиваем умения действовать в коллективе, создаем эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируем правильное дыхание.
- Интеграция физкультурных и музыкальных занятий
Интеграция физкультурных и музыкальных занятий создает положительный эмоциональный фон, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, музыка из мультфильмов, детские песни и т.д.
- Интеграция физической культуры и изобразительной деятельности дошкольников – это развитие мысли, анализа, сравнения и обобщения.
Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Дети быстрее развиваются физически, поскольку изобразительная деятельность требует от активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.
- Наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре.
На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.
Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:
-Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;
-Посчитать количество прыжков до кубика;
-Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;
-Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
- Интеграция физической культуры и познавательной деятельности.
На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
- Интегрированные физкультурные занятия и занятия по экологииимеют общепринятую структуру.
Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Или наоборот, физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропинке здоровья в детский сад.
Занятие может иметь такую структуру:
— в подготовительной части занятия проводятся физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом);
— в основной — природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми;
— занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.
При проведении интегрированных занятий можно столкнуться с такими трудностями, как:
- Сложность отбора учебного материала.
- Подробное структурирование занятия.
- Проблема личной совместимости педагогов.
- Общий подход к оценке знаний и умений детей.
- Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
В течение учебного года в средней, старшей и подготовительной группах проводятся занятия по физическому воспитанию в традиционной форме в чередовании с интегрированными занятиями.
Работа по данной теме проводится второй год, и теперь уже можно сделать некоторые выводы:
- Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
- У детей формируется познавательный интерес, а занятия дают высокую результативность.
- Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
- Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
- Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и воспитателей.
- Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.