Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:
- -Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- -Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
- -Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
- — Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
- — Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Система развивающей предметной среды в ДОУ
№ пп | Наименование |
Психолого-педагогическое назначение |
1 | Кабинет заведующего | — Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями.
— Просветительская работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста. — Создание благоприятного психоэмоционального климата для сотрудников ДОУ и родителей. |
2 | Методический кабинет | — Методическая библиотека для педагогов, наглядный материал для проведения НОД.
— Семинары, консультации. — Педагогические часы. — Педагогические советы. |
3 | Музыкальный зал | -Праздники, досуги, музыкальные занятия, индивидуальная работа.
— Развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы. -Развитие творческих способностей детей посредством различных видов театрализованной деятельности. -Консультационная работа по вопросам музыкального воспитания для родителей. |
4 | Физкультурный зал | — Утренняя гимнастика.
— Спортивные праздники. — Физкультурные досуги. — Укрепление здоровья детей. — Приобщение к здоровому образу жизни. — Развитие способности к восприятию и передаче движений. |
5 | Тренажерный зал | — Утренняя гимнастика.
— Укрепление здоровья детей. — Индивидуальные занятия с часто болеющими детьми |
6 | Изостудия | — Пальчиковая работа.
— Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста. — Обучение детей технике нетрадиционного рисования. — Воспитание эмоционально-ценностного отношения к различным видам искусства. — Ознакомление с традиционными видами и жанрами искусства. |
7 | Кабинет логопеда | — Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
— Консультативная работа с родителями и педагогами. — Развитие психических процессов. — Развитие речи детей. — Коррекция звукопроизношения. |
8 | Медицинский кабинет | — Осмотр детей.
— Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ. — Профилактическая и оздоровительная работа с детьми. |
9 | Групповые помещения | — Центр сюжетно-ролевой игры.
— Книжный центр и все игры и оборудования для развития речи детей. — Центр природы и место для детского экспериментирования и опытов. — Центр строительно-конструктивных игр. — Центр для детской изобразительной деятельности. — Центр безопасности безопасности. — Спортивный центр. |
10 | «Зеленая зона» участка | — Прогулки.
— Игровая деятельность. — Физкультурные досуги, праздники. — Самостоятельная двигательная деятельность. — Развитие познавательной деятельности. — Развитие трудовой деятельности. |
11 | «Комната казачьего быта» | — экскурсии
— народные игры -развитие патриотизма — ознакомление с культурным наследием Кубани — экологическое воспитание |