Организация развивающей предметно — пространственной среды

 Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:

  • -Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
  • -Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
  • -Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
  • — Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
  • — Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Система развивающей предметной среды в ДОУ

№ пп Наименование

Психолого-педагогическое назначение

1 Кабинет заведующего — Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями.

— Просветительская работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста.

— Создание благоприятного психоэмоционального климата для сотрудников ДОУ и родителей.

2 Методический кабинет — Методическая библиотека для педагогов, наглядный материал для проведения НОД.

— Семинары, консультации.

— Педагогические часы.

— Педагогические советы.

3 Музыкальный зал -Праздники, досуги, музыкальные занятия, индивидуальная работа.

— Развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы.

-Развитие творческих способностей детей посредством различных видов театрализованной деятельности.

-Консультационная работа по вопросам музыкального воспитания для родителей.

4 Физкультурный зал — Утренняя гимнастика.

— Спортивные праздники.

— Физкультурные досуги.

— Укрепление здоровья детей.

— Приобщение к здоровому образу жизни.

— Развитие способности к восприятию и передаче движений.

5 Тренажерный зал — Утренняя гимнастика.

— Укрепление здоровья детей.

— Индивидуальные занятия с часто болеющими детьми

6 Изостудия — Пальчиковая работа.

— Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста.

— Обучение детей технике нетрадиционного рисования.

— Воспитание эмоционально-ценностного отношения к различным видам искусства.

— Ознакомление с традиционными видами и жанрами искусства.

7 Кабинет логопеда — Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.

— Консультативная работа с родителями и педагогами.

— Развитие психических процессов.

— Развитие речи детей.

— Коррекция звукопроизношения.

8 Медицинский кабинет — Осмотр детей.

— Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ.

— Профилактическая и оздоровительная работа с детьми.

9 Групповые помещения — Центр сюжетно-ролевой игры.

— Книжный центр и все игры и оборудования для развития речи детей.

— Центр  природы и место для детского экспериментирования и опытов.

— Центр строительно-конструктивных игр.

— Центр для детской изобразительной деятельности.

— Центр безопасности безопасности.

— Спортивный центр.

10 «Зеленая зона» участка — Прогулки.

— Игровая деятельность.

— Физкультурные досуги, праздники.

— Самостоятельная двигательная деятельность.

— Развитие познавательной деятельности.

— Развитие трудовой деятельности.

11 «Комната казачьего быта» — экскурсии

— народные игры

-развитие патриотизма

— ознакомление с культурным наследием Кубани

— экологическое воспитание

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.