подготовила учитель – логопед Солдатенко И.В.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Игры для развития и обогащения активного речевого словаря
Дополни предложения
— Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
— Зайчик летом …., а зимой…
— Грибы растут…, а огурчики — на…
— Рыба живет в…, а медведь — в…
— Сахар сладкий, а лимон…
— Днем светло, а ночью…
Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу…
Я умею…
Я помогу…
Я принесу…
Я спою…
В) Скажи какой
— Карандаш — новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный…
— Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший…
— Цветок — душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
— Река — быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая…
— Мама — добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая…
А) Веселая семейка
Правильно назвать животных и их детенышей.
— Мама — лиса, папа — лис, малыши — лисята.
— Петух, курица, цыплята.
— Кот, кошка, котята.
— Гусь, гусыня, гусята.
— Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой — малый
Подобрать ласкательное слово.
— Мама — мамочка,
— ваза — вазочка,
— кот — котик,
— солнце — солнышко,
— река — речушка,
— береза — березка,
— листок — листочек.
Новое словообразования
В слове заменить гласный звук [у]:
белка — булка, река — рука, дать — дуть.
Заменить гласный звук [о]:
сам — сом, рама — Рома, касса — коса, раса — роса.
«Хлопай, не зевай»
Ребёнок слушать ряд звуков и если слышит звук У должен хлопать в ладоши: А,У, И,О,У,А,И,И,О,У.
Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними.