Подготовила старший воспитатель Новикова О.В.
Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Программное содержание:
Образовательные:
- Познакомить с глобусом и картой.
- Углублять и уточнять представления о России.
- Расширять представления о родном крае.
- Знакомить с растениями, животными, птицами родного края.
Развивающие:
- Развитие интереса к истории России, литературному наследию.
- Развитие внимания, памяти, воли.
- Обогащение словаря: материк, Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида; большая и малая родина; Рождество, Пасха, Масленица.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к большой и малой родине.
- Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься и играть сообща.
Материал: глобус, карта России, Краснодарского края, русские национальные костюмы; лукошко, лапти, матрёшка, изделия народных промыслов /гжель, дымка, городец и тд./; картина с изображением Москвы; пейзажи с изображением леса, реки и картинки: деревья, ягоды, рыбы, животные, птицы; портреты русских писателей и поэтов, их книги; русские народные сказки; магнитофон и аудиозапись: голоса птиц, песня «Родные места».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
По русскому обычаю встречаем детей.
/воспитатель в русском костюме вносит хлеб/
— Здравствуйте гости дорогие!
— Милости просим!
— Хлеб вам и соль. / Дети садятся на стульчики/
2. Подготовка к восприятию:
Дети, послушайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все и млад, и стар,
Что она большущий шар!!!
/ЗЕМЛЯ/
— А это модель планеты Земля – глобус. Земля – голубая планета, так как большую часть на ней занимают реки, моря, океаны. Кроме этого, на глобусе изображены материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
(показ глобуса)
— На планете Земля живёт много людей. Каждый живёт в своей стране.
— Как называется страна, в которой мы живём? /Россия/
— А это карта нашей страны России. Карта – это чертёж, на котором изображена наша страна. На ней есть названия городов, рек, озёр, морей, гор.
— Дети, назовите города России.
— Главный город России — Москва. Москва – столица нашей родины. В этом городе находится правительство государства, президент страны – В.В. Путин.
— Дети, а какими словами вам хотелось бы называть нашу родину?
/большая, необъятная, огромная, красивая, непобедимая, любимая, родная/
— Русские люди ласково называют Россию «Россия – матушка». Народ придумал много фраз и пословиц о Родине.
— Вспомните и доскажите до конца…….
1. Родина любимая – мать родная.
2. Человек без Родины – что соловей без песни.
3. Одна у человека мать – одна у него и Родина.
4. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
3. Ознакомление с родной страной.
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по России. Наша страна необъятная, на чем же можно путешествовать по России?
Путешествие у нас превосходное:
Авио-мото – самолето-пароходное!
— Алло, аэропорт! Нам срочно нужны большие самолёты. Мы хотим совершить путешествие по стране.
— Дети, по самолётам!
Мы взлетаем!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки в стороны, в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолёт.
Первая станция «Историческая»
-У каждого народа есть свои исторические национальные костюмы.
/показ и объяснение/
-Издавна Россию называют Русью. Что такое Русь?
Рассказ:
Моя соседка – Анна Ивановна как-то внесла в дом горшок с цветком и говорит: «Цветочек – то погибал, а я поставила его на Русь – он и зацвёл.»
«На Русь?» — переспросила я. «На Русь»- ответила соседка.
— Что же такое Русь? Русью светлое место зовётся: русые волосы, русый парень, спелая рожь. Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский человек – живущий у воды. /С.Романовский «Русь»/
— Какие праздники отмечают на Руси с древних времён?
/Рождество, Пасха, Масленица/
-Как называется корзинка в России? /лукошко/
— Какую обувь носили русские крестьяне? /лапти/
-Какой сувенир считается символом России?
-Какие промыслы и ремёсла существуют в России с древних времён и до наших дней?
— Какие блюда русской кухни вы знаете?
Щи да каша пища наша!
— А наше путешествие продолжается на автомобилях.
Путешествие у нас превосходное:
Авио-мото – самолето-пароходное!
Вторая станция «Литературная»
— Дети, назовите русских писателей и поэтов.
-Назовите русские народные сказки.
— Путешествие по России продолжается на пароходе /дети изображают пароход/
Воспитатель читает стихотворение:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы –
Вижу реки и моря-
Это русские картины
Это родина моя!
/аудиозапись: голоса птиц/
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка –
Это Родина моя!
Третья станция «Лесная»
— Россия богата лесами. Какие деревья растут в лесах России? Какие животные? Какие ягоды? Какие птицы? Какие рыбы?
Дидактическая игра «Река»
/аудиозапись «Родные места» Юрия Антонова/
— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той!
— Но есть карта Краснодарского края.
/рассматривание карты/
— А на какой улице живете вы?
Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!
Слышишь голос соловья — ………………….
Видишь звёздочки Кремля -…………………
Детский сад, где все друзья -……………….
Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,
И в лесу смородина – это тоже Родина!!!
— В детском саду дети любят играть в русские народные игры.
Игра «Гори, гори ясно!»
— Посмотрите, к нам в детский сад заглянуло солнышко.
Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
Каждый, шепчет солнышко, хорош
Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растёшь
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей
Родина!
Она всего милей!
Рефлексия — подведение итогов.
Дети! берегите и любите свою родину, свой родной край!!!