Подготовила педагог-психолог
МБДОУ д\с №28 ст. Темижбекская
09.12.2024г.
Иванова Оксана Гениевна
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.
Положение воспитателя требует особого уважения со стороны родителей, что играет не последнюю роль в воспитании детей. Взаимоуважение взрослых друг к другу помогает развивать в ребенке чувствительную натуру. Знание правил этикета необходимо работникам всех учреждений, в том числе детских садов.
Кодекс поведения в детском учреждении
- При входе воспитателя в помещение — взаимное приветствие воспитателя, детей, родителей.
- Обмениваться добрыми словами друг с другом.
- «Спасибо», «пожалуйста», «благодарю» — вежливые слова должны быть на слуху у ребенка.
- Когда родители приходят за детьми, поведение взрослых должно соответствовать этическим нормам взаимоуважения:
— внешний облик;
— манера говорить;
— тембр голоса;
— уважительное отношение к окружающим;
— никаких посторонних разговоров при детях;
— не забывать говорить вежливые слова не только детям, но и сослуживцам;
-уметь сердечно отзываться и не говорить односложно: «Да», «Нет»;
— перед сном каждому ребенку поправить одеяло и погладить по головке;
— не рекомендуется возмущенно говорить о плохом поведении ребенка родителям, необходимо принять доброжелательное участие в выявлении причины такого поведения;
— всегда держать себя ровно, сдержанно;
— выслушивать жалобы возмущенных родителей, не перебивая и не оправдываясь, а когда всплеск эмоций спадет, спокойно и кратко высказать свое мнение;
-каждый ребенок должен слышать в конфликтной ситуации спокойный, уверенный голос воспитателя.
При таком поведении взрослых ребенок ежедневно незаметно начинает познавать этикетные нормы поведения, основа которых — доброжелательное общение.
“Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является – народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем жив человек. (Михаил Юхма)
Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом — как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры — мимика, жесты, движения, осанка?
А всё ли мы сделали для того, чтобы вырастить нравственно здоровых детей? Задали мы себе этот вопрос и задумались над этой проблемой.
Этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения, и в жизни общества этикет играет весьма важную роль.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.
Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что “ речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры”.
Ребёнок — великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА
- Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
- Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
- Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
4.Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
- Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
- Создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
- Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Терпение-» дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения. Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам. Великая миссия женщины — нести в мир любовь, красоту и гармонию. Коллектив — это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно. Не скупитесь на похвалу. Следите за внешностью и поведением. Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.
Взаимоотношения между педагогами основываются только на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.
Педагоги избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.
Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения.
Деловой этикет помогает разумному построению делового общения воспитателя с сотрудниками, детьми, родителями – со всеми, кто так или иначе задействован в сферу его отношений. Работа с людьми требует особого терпения и такта. Для воспитателя это тем более сложно, что он контактирует и с детьми, и со взрослыми.