Здоровьесберегающие технологии в практике учителя- логопеда дошкольного учреждения

Гетманская В.А., учитель-логопед

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения, увеличивается с каждым годом количество детей с нарушенным речевым развитием.

Среди таких детей, как правило, высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях велико. В основном на занятиях используют традиционные методы и приемы: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,  психогимнастика, логоритмические упражнения, развитие мелкой и общей моторики, комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

Но  есть и нетрадиционные методы:

Кинезитерапия -– это лечение движением. Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, создаем предпосылки для становления многих психических процессов, в т. ч. мышления и речи. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы. Самое распространенное упражнение: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Клоун» (совместное движение глаз и языка).

Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например (резиновых мячей, различной текстуры, двух и более бусинок, доставание из воды различных мелких игрушек и т. д). Особенно гидрогимнастика полезна возбудимым детям. Температура воды оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка.

Различные виды массажа. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. Существуют следующие виды развивающего массажа: массаж и самомассаж лицевых мышц; языка и плечевого пояса, кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин).

Суджок-терапия. Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек, соответстветствующих всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие и обладает рядом неоспоримых достоинств. Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами, такими как «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке). Таким образом, Су — Джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.

Гимнастика Стрельниковой. Эта гимнастика — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях. Все упражнения выполняются одновременно, с коротким и резким вдохом через нос: при абсолютно пассивном выдохе, вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, — это уметь затаить, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

Литотерапия — это лечение с использованием натуральных природных камней. В более широком представлении под литотерапией понимают любое использование природных минеральных веществ (камней, металлов, илов, глин, минеральных вод и т. д.) с целью их воздействия на организм или сознание человека.

Песочная терапия. Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Ароматерапия — это использование запахов и ароматов для восстановления организма и лечения. Используемые в ароматерапии ароматические масла помогают людям бороться с плохим настроением, стрессами, кожными заболеваниями.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Поэтому, работая с детьми, нуждающимися в логопедической помощи, у которых в первую очередь имеются нарушения со стороны центральной нервной системы, можно использовать в работе ароматерапию.

Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.

Релаксация — произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты: Здоровье – это главное жизненное благо.

Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым!

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.