Гетманская В.А. ,учитель-логопед
Речевое развитие ребенка происходит поэтапно. Сначала звуки, слоги, слова и словосочетания, предложения и связная полная речь. Все этапы ребенок проходит постепенно, если в семье складываются определенные условия. Родители с самого рождения должны говорить с ребенком, объяснять какие-то события, описывать предметы, например, погремушка желтого цвета, она гремит. Описывать свои действия, например: «Сейчас мы с тобой пойдем кушать». Из речи родителей ребенок черпает информацию, которая впоследствии поможет ему в развитии речи. Ребенок воспринимает манеру общения у родителей, запоминает, как произносятся те или иные слова.
Если в семье есть родители с речевыми нарушениями, ребенок примет это и говорить будет так, потому что другой речи он и не слышал. Из речи родителей ребенок принимает речевой опыт, запоминает название предметов и цвета и действий. Если в семье с ребенком не разговаривают, в последствии ребенок без опыта сам будет учится говорить и не имея примера рядом, речь его будет мало понятной и бедной, речь пойдет с задержкой и ребенок будет отставать от сверстников, что повлечет за собой другие проблемы в развитии.
Когда мы описываем действия ребенку, ребенок воспринимает это как инструкцию. Запоминает и делает так же. От родителей зависит многое. Если с ребенком разговаривать, вовлекать его в различные беседы это будет способствовать его коммуникативной социализации со сверстниками и в обществе. Важность раннего развития речи детей очевидна, правильное речевое развитие залог успешной учебе в школе.
Как показывает практика в дошкольных учреждениях, детям с задержкой речевого развития, как правило, дома в младенчестве не уделялось должного внимания со стороны родителей, бабушек и дедушек. Это дети, которые сами учились говорить слова, услышанные вдалеке от соседей или сверстников, по телевизору и т.д., не всегда эти слова воспринимаются правильно и это влечет за собой неправильное произношение слов.
Если родители при этом сюсюкают детей, произнося слова тонким голоском и неправильно, ребенок принимает эту инструкцию и запоминает. А также родители любят смеются над смешными словами детей, что тоже приводит к закреплению неправильного произношения у ребенка.
Очень важно донести до родителей правильное речевое развитие детей. Дети все видят, слышат, и запоминают, а потом воспроизводят.
Дети отражение своих родителей!