Гетманская Е.В., воспитатель
Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Большая роль в воспитании здорового ребенка должна принадлежать организации его двигательной деятельности в дошкольном учреждении и конечно в семье. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, воображения, коммуникативности и самостоятельности. Дети становятся внимательными, наблюдательными. У них укрепляется воля, вырабатывается характер, повышается активность работать на результат.
Работая с детьми дошкольного возраста, мы столкнулись с проблемой: снижение у детей интереса к спортивным играм и упражнениям. Старшие дошкольники мало знают о зимних и летних видах спорта. Для того чтобы научить детей играть в спортивные игры, решили ввести новую форму в работу с детьми – динамический час.
Динамический час – это час движения, подвижный час, час динамики.
Цель динамического часа – совершенствовать двигательную деятельность детей на основе формирования потребности в движениях.
Динамический час решает ряд задач.
Оздоровительные: -формировать правильную осанку и развивать все группы мышц -повышать тренированность организма, его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов -удовлетворять потребность детей в движении Образовательные: -формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям -увеличить запасы двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и игр с элементами спорта -развивать психофизические качества ориентировку в пространстве, скоростную реакцию -формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни
Воспитательные:
-воспитывать интерес к двигательной активности;
-содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания;
-воспитывать дух соперничества и чувство товарищества Динамический час состоит из трех частей, каждая из которых может варьироваться, в зависимости от поставленных задач на конкретное занятие.
1 часть –Вводно — подготовительная, ее назначение – подготовить организм к физическим нагрузкам, которые планируются в основной части, настроить детей на выполнение задания. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.
2 часть – Основная, ее назначение — разучивание элементарных спортивных упражнений, закрепление правил игр, профилактика травматизма. Это могут быть упражнения с мячом, с воланом, с клюшкой и шайбой и другие, в зависимости от того с какой спортивной игрой мы знакомимся.
3 часть – Заключительная — проводятся подвижные игры на закрепление раннее разученных упражнений, на развитие быстроты реакции на сигнал, на развитие внимания. Проводятся игры с элементами спорта и спортивных упражнений.
Непросто организовать обучение играм с элементами спорта. Но немного фантазии – и достаточно сложная для детей деятельность превращается в увлекательное занятие.
Перед началом динамического часа, готовлю сюрпризный момент, размещаю спортивный инвентарь, картинки с изображением того вида спорта, с которым мы будем знакомиться. А также загадки и стихи про спорт.
Однажды добрые волшебники летели на самолете и наблюдали с высоты за детьми, которые очень весело играли в детском саду. Они решили присоединиться к детям и спустились на своих волшебных «парашютах» на детскую площадку. Волшебники были невидимками, а свои «парашютики» они оставили на участке, чтобы дети заметили. Ребята, а вы любите играть в бадминтон? Тогда давайте поищем волшебные «парашютики» (дети находят в коробке воланы).
Основная часть
Воспитатель. Хотите с ними поиграть? Сначала выполним упражнения с воланом, а потом поиграем в подвижные игры. Волшебники будут очень довольны.
Упражнения с воланами.
1 «Жонглеры». И.п.: основная стойка. Подбросить волан вверх, повернуться вокруг себя и поймать двумя руками. Выполнять стоя на месте и в ходьбе.
2 «Колпачок». И.п.: основная стойка, руки на поясе. Взять волан правой рукой с правого плеча и положить на левое, затем левой рукой с левого плеча и положить на правое.
3 «Удержи волан». Положить волан на голову правой рукой, опустить руку. Снять левой рукой, опустить руку и наоборот. Выполнять стоя на месте и в ходьбе.
4 «Сумей устоять». И.п.: основная стойка. Волан положить на внешнюю часть левой ступни. Сгибая колено, поднять ногу и взять волан правой рукой.
5 Упражнение на развитие мелкой моторики: С веток ягоды снимаю (пальчиками «снимают ягоды» с края воланчика).
И в лукошко собираю (кладут «ягоды» в воланчик).
Ягод — полное лукошко! (Раскрывают пальчики).
Я попробую немножко (пальчики собирают в щепотку).
Я поем еще чуть — чуть -Легче будет к дому путь.
Подвижные игры с воланами
«Волан навстречу волану». Дети стоят напротив друг друга на расстоянии 2 – 3 м, у каждого по одному волану. По сигналу воспитателя дети перебрасывают воланы друг другу. Побеждает та пара, которая допустила меньшее число ошибок: воланы не сталкивались и не падали.
«Загони волан в круг». На площадке чертят три круга (один в одном) на расстоянии 50 см друг от друга. Дети встают по 5 — 6 человек в колонну по одному и поочередно бросают волан ракеткой в круг. Попадание в самый маленький круг оценивается в 5 очков, в средний — 3 очка, в большой — 1 очко.
«Кто подбросит волан большее количество раз». Дети получают воланы и ракетки. Положив волан на ракетку, играющий слегка подбрасывает его вверх и старается подбить волан ракеткой, потом снова подбрасывает его. Так ребенок действует до первой ошибки, когда волан упадет. Потом снова начинается счет — сколько раз ребенок подбросит волан. Надо напомнить детям, чтобы они при подбрасывании не делали резких движений ракеткой.
«Отбей волан влево (вправо)». Между двумя стойками натянуть веревочку, на которую закрепить на уровне пояса детей небольшие веревочки с воланами. Ребенок ударом ракетки справа бьет по волану в направлении вперед. Когда волан раскачивается и снова приближается к ребенку, он таким же ударом посылает его Заключительная часть Самостоятельные игры с ракеткой и воланом по желанию детей.
Эта форма работы доказала свою эффективность, не только потому что полезна, но и потому что интересна и увлекательна для детей. Игры с элементами спорта развивают у детей самостоятельность, быстроту, ловкость движений, умение ориентироваться в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр.