Гетманская Е.В.
Пальчиковые игры для детей дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм дети получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.
Рекомендации к проведению пальчиковых игр
- Убедитесь в том, что ребенок знает основных персонажей стихов, песенок и потешек.
- Перед игрой с ребёнком можно проговорить её содержание, сразу при этом показывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
- Перед началом упражнений ребёнок разогревает ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- При проведении самых первых пальчиковых игр в стихотворной форме необходимо рассказывать медленно, чтобы ваш ребенок успел показать движение; по мере освоения движения меняйте темп.
- Тексты пальчиковых игр можно не только рассказывать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию или просто под музыку.
- Выполняйте упражнение вместе с ребёнком. При этом показывая собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук ребенка.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без сильного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов.
- При повторных проведениях игры ребенок нередко начинает произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть.
- Выполняйте пальчиковую игру 3 — 5 раз.
- Не торопитесь обновлять пальчиковую игру: в повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр. Новые игры вводите постепенно.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, иначе невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте ребенка. Игра должна проводиться по желанию ребенка.
- Если ребенок постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другое задание. Во всём должна быть мера.
- Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами.
- Не допускайте переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.
- Помните: ребенок лучше развивается, когда чувствует, что у него всё получается и им довольны близкие взрослые!
Хвалите своего ребенка даже за самые маленькие успехи!